The Wall Street Journal | 5 ноября 2004 г.
Великая тайна ОБСЕ: кремлевский шантаж
Владимир Сокор
В ОБСЕ идут интенсивные дискуссии по решениям и документам, которые потребуется утвердить на конференции в конце года. Россия, держа бюджетный дамоклов меч над головой ОБСЕ, угрожает наложить вето на финансирование программ и деятельности ОБСЕ другими странами до тех пор, пока организация не начнет реформировать свою структуру согласно предложениям Москвы. Вашингтон и Брюссель находятся на пороге политического решения - уступить России ради "сохранения консенсуса" в ОБСЕ и проведения "успешной" конференции.
Имея на буксире полдесятка постсоветских правительств, Россия хочет изменить ресурсы и приоритеты ОБСЕ, ослабить в организации отделы демократии и защиты прав человека и расширить военно-политические структуры и подразделения безопасности, чтобы подорвать роль НАТО и приглушить западные инициативы по безопасности в Европе и Евразии.
Традиционно продемократическая деятельность ОБСЕ лишь минимально зависит от согласия России (за исключением деятельности на территории собственно России), однако деятельность организации в сфере безопасности полностью зависит от согласия России, и некоторые аспекты определяется Россией. Вот почему Москва хочет урезать продемократическую деятельность и расширить деятельность в сфере безопасности, используя свое право вето для достижения этих политических целей.
ОБСЕ было бы легче сопротивляться этому шантажу, если бы она открыто говорила о нем, а не замалчивала проблему. Другой тайной ОБСЕ является ее опасение стать ненужной, прийти в состояние упадка и сокращения штатов. Этот страх год за годом заставлял организацию идти на уступки Кремлю и его протеже в таких вопросах, как гражданские права в Белоруссии, ситуация в Молдавии, давление на Грузию, контроль над конвенциональным оружием, другие вопросы безопасности и демократии.
Этот курс нелогичен, и его можно изменить. Защита демократии и евроатлантической безопасности на постсоветской территории продемонстрировала бы, что ОБСЕ до сих пор имеет авторитет и влияние. Принесение в жертву этих ценностей ради "консенсуса" с автократами любой ценой лишь демонстрирует снижение влияния, которого ОБСЕ так хочет избежать.
На конференции, предстоящей в конце года, ОБСЕ должна недвусмысленно осудить циничный электоральный фарс, устроенный белорусским диктатором Александром Лукашенко. Она также должна сосредоточиться на жесткой кампании, организованной кремлевскими политическими эмиссарами на Украине, которые используют кагэбэшные методы и сотни миллионов российских нефтедолларов, чтобы избрать президента, угодного Москве. Наблюдательные миссии ОБСЕ вежливо критиковали и одно, и другое мероприятие, но это имело лишь символическое значение.
В последнее время Москва дала задание постсоветским правительствам сформировать наблюдательные комиссии по главе с россиянами, которые оспаривали бы оценки ОБСЕ в бывших советских государствах. Сама по себе эта российская политика не нова, однако она стала гиперактивной и агрессивной в последние два месяца. Владимир Рушайло, бывший глава российского Совета безопасности, например, недавно возглавлял наблюдательные делегации, которые назвали и белорусские, и украинские выборы демократичными, свободными и справедливыми.
Проблемы Грузии и Молдавии остаются в первых строках приоритетов программы европейской безопасности и дипломатии. Эти проблемы включают неразрешенные конфликты, незаконное присутствие в этих странах российских сил и захват части территорий этих стран. ОБСЕ, которая хочет сохранить свое влияние и значение, должна попытаться еще громче озвучить свое старое требование о выводе российских войск из этих стран и уважении их территориальной целостности.
Кажется, однако, что Россия уже успешно исключила из главного итогового документа саммита, Политической декларации, любые упоминания об обязательствах России 1999 года о выводе войск из Грузии и Молдавии. Действительно, к сегодняшнему дню Москве удалось - не без помощи ОБСЕ - выхолостить эти обязательства. Крайние сроки уже отменены, безусловные обязательства заменены формулировкой о "намерениях", включены новые условия, которые поначалу не обсуждались, закрываются глаза на перемещение войск и тяжелого вооружения России в районы с сепаратистскими силами, а российские "миротворцы" освобождены от требования покинуть эти территории.
Неудивительно поэтому, что в ходе подготовки к конференции ОБСЕ высокопоставленные российские чиновники настаивают на свободном и не ограниченном никакими сроками присутствии России в Грузии и Молдавии. ОБСЕ в угоду Москве отказывается даже от простого упоминания о документах 1999 года.
Таким образом, эффективность ОБСЕ как института сокращается на два пункта по сравнению с ООН. В то время как ООН тоже не способна добиваться реализации собственных резолюций, она, по крайней мере, может ссылаться на них год за годом, и они формируют принимаемую большинством основу. ОБСЕ, однако, под давлением Кремля изменила собственные ключевые резолюции и больше не имеет возможности ссылаться на них без одобрения России, не говоря уж о призывах к их реализации в странах, которые входят в зону интересов России.
Наблюдательная миссия ОБСЕ на российско-грузинской границе - это одно из редких достижений организации. Миссия, в которой работают невооруженные военные офицеры из разных стран (включая Россию), наблюдает за чеченским, ингушским и дагестанским отрезками этой границы со стороны Грузии. Эта миссия играет решающую роль для защиты Грузии от обвинений в том, что чеченские и международные террористы приходят с грузинской территории. Итоги деятельности миссии не подкрепляют звучащих обвинений и косвенно опровергают их. Более того, миссия подтвердила как минимум одно нарушение грузинского воздушного пространства российскими военными самолетами, хотя Россия этот факт отрицает.
Недавно Москва пригрозила запретить дальнейшую деятельность миссии и принудить ее покинуть приграничный район до 31 декабря, возможно, под предлогом сокращения ее финансирования. Хотя угроза, похоже, нацелена на то, чтобы запугать Грузию и повысить обеспокоенность ОБСЕ накануне конференции, вряд ли Москва рискнет вступать в конфронтацию с западными странами из-за этого вопроса. Более вероятно то, что Россия в итоге примет ограниченное по времени продолжение миссии, а в обмен потребует уступок или молчаливого сговора по другим вопросам безопасности и дипломатии на конференции.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях