The New York Times | 5 ноября 2007 г.
Американские чиновники называют российский радар хорошим, но не совсем
Том Шэнкер
Чтобы заблокировать американские предложения по созданию системы ПРО в Европе, в июне президент России Владимир Путин удивил Белый дом контрпредложением, согласно которому США будет разрешено использовать одну из самых секретных кремлевских РЛС дальнего обнаружения.
Этот российский радар, расположенный в Азербайджане, соседней с Ираном стране, с тех пор был гвоздем переговоров между Вашингтоном и Москвой. Однако этот радар во многом оставался загадочным.
Теперь первый американский офицер, посетивший российскую радиолокационную станцию, заявил в пятницу, что после ознакомления с радаром может сформулировать три существенных момента. Радар огромен, практически в два раза больше аналогичной американской системы. Несмотря на то, что он работает на вакуумных лампах, а это является устаревшей технологией, система имеет большие возможности дальнего сканирования воздушного пространства над Ближним Востоком.
И, наконец, генерал-майор Патрик О'Рейли, замдиректора Агентства ПРО в Пентагоне, заявил, что российская система дальнего обнаружения не может быть адекватной заменой американскому радару, который предполагается установить в Чешской республике. Американский радар предназначен для очень точной проводки цели.
После сделанного летом Путиным предложения об использовании радара генерал О'Рейли возглавил группу из шести человек, которая в середине сентября посетила Азербайджан. Впервые американским военным офицерам разрешили побывать внутри на одном из самых засекреченных российских военных объектов.
Несмотря на устаревшую технологию, "я был впечатлен тем, что увидел", заявил генерал О'Рейли. "Было бы неверно опровергать возможности, которые у них имеются. Они просто выбрали другой способ достижения цели. Это отличный радар для дальнего обнаружения".
Радар был усовершенствован с момента его разработки в 1970 и запуска в эксплуатацию в 1980-х, и генерал О'Рейли рапортовал в Вашингтон, что российская система представляет собой целесообразную систему раннего обнаружения баллистических ракет из такой страны, как Иран.
Этот анализ подтолкнул США к тому, чтобы пригласить Россию присоединиться к американской и натовской системе ПРО в Европе, которая будет включать радар в Чешской республике и 10 ракет-перехватчиков в Польше.
Однако генерал О'Рейли подчеркнул, что российский радар не предназначен для выполнения тех функций, которые будут возложены на американский радар, запланированный к установке в Чехии. Американский радар предназначен для отслеживания конкретных целей и точного наведения перехватчика для уничтожения боеголовки, на что российский радар не способен, так как он разрабатывался для сканирования более крупных районов, но менее детально, подчеркнул он.
Конгресс намерен сократить на 85 млн долларов предполагаемый бюджет европейской системы ПРО, пока Польша и Чехия не согласятся на размещение объектов. Чиновники администрации Буша надеялись заключить соглашения к концу этого года, однако теперь их подписание ожидается не ранее 2008 года. Соглашения должны получить одобрение польского и чешского парламентов.
В первом интервью после инспекции российского радара в Азербайджане генерал О'Рейли заявил, что даже один размер системы удивляет: РЛС размещена в двух зданиях: одно высотой 17, а второе - 8 этажей.
Российские военные технологии известны проектами с увеличенными размерами - это пережиток советской стратегии, когда экономика центрального планирования могла направлять огромные суммы денег в военный сектор для противодействия американскому техническому превосходству.
В то время как американские военные технологии начали использовать твердотельную полупроводниковую электронику десятки лет назад, российский радар до сих пор работает на вакуумных лампах, сообщил генерал О'Рейли.
Он указал, что Россия улучшила технологию вакуумных ламп по сравнению с тем уровнем, на котором от этой технологи отказались США, перейдя на электрические полупроводники.
После американского визита два российских полковника присоединились к генералу О'Рейли и его боссу, генерал-лейтенанту Генри Оберингу III, директору Агентства ПРО, в их вашингтонской штаб-квартире для наблюдения за американскими испытаниями противоракетного щита над Тихим океаном 28 сентября. Это была первая подобная встреча представителей двух вооруженных сил.
В стремлении преодолеть возражения Кремля против американского плана ПРО в Европе госсекретарь США Кондолиза Райс и министр обороны Дональд Рамсфельд в прошлом месяце побывали в Москве и пригласили Россию присоединиться к США и НАТО, став полноправным партнером в разработке и управлении системой ПРО, защищающей всю Европу.
Гейтс заявил, что, хотя США надеются продолжить строительство двух объектов ПРО в Европе, они могут отложить активацию системы, пока не будут получены "определенные доказательства" того, что Иран представляет ракетную угрозу для Европы. Он определил такие доказательства как тестовый запуск иранской ракеты с дальностью полета достаточной, чтобы ракета достигла европейского континента.
В четверг в Пентагоне Гейтс заявил, что иранские испытания станут "достаточно четким порогом". "И, согласно нашему убеждению, мы увидим эти испытания значительно скорее, чем думают россияне", - предположил он.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях