BloombergView | 5 ноября 2015 г.
Путинская "крепость Россия" испытывает давление
Леонид Бершидский
Западные экономические санкции подогрели паранойю Кремля, создав вокруг российской экономики ауру изоляционизма, полагает обозреватель Bloomberg View Леонид Бершидский.
С января по сентябрь российский экспорт упал на 31,9%, а импорт - на 38,8%. Можно утверждать, что это случилось из-за девальвации рубля. "Но самоизоляция тоже сыграла большую роль", - пишет Бершидский, упоминая о российском продуктовом эмбарго (которое называет "мстительным и неэффективным"), а также о "нарастающей финансовой скованности" России.
Бершидский напоминает: согласно правительственному докладу в августе, российские производители продовольствия не смогли немедленно заполнить нишу на рынке. Цены быстро выросли, расплодились уловки по обходу эмбарго, а "экспорт сельскохозяйственной продукции из ЕС продолжал расти, словно российского рынка никогда не было", пишет Бершидский.
"Российское правительство не смущает эта неудача. Оно хочет повторить эксперимент на других рынках", - пишет автор, упоминая об ограничениях закупок иностранного ПО для государственных органов.
Бершидский также сообщает: "По данным ЦБ РФ, российский частный сектор, который долгое время имел колоссальный чистый внешний долг, недавно превратился в кредитора: теперь мир должен ему 73 млн долларов". По версии автора, российский частный бизнес постарался погасить внешние долги и приобрести западные активы. Истощение иновалютных резервов ЦБ и отток капитала из России внезапно прекратились, пишет Бершидский.
По его словам, это очень хорошо для российских валютных резервов. Но это также знак, что Россия заняла глухую оборону: бизнес перестал привлекать дешевые зарубежные ресурсы для инвестиций в России и расширяться в других странах.
Одновременно правительство старается обуздать нелегальный отток капитала, отмечает автор, упоминая о недавнем аресте банкира Александра Григорьева.
"Изоляционистский экономический курс России - это сочетание неоправданного протекционизма, мстительности, страха перед шпионажем, управления финансами ради минимизации внешних рисков, а также жестких действий полиции", - заключает автор. По мнению Бершидского, этот курс главным образом отражает взгляды президента Путина. "Крепость Россия" существует в голове Путина, а россияне, вынужденные расплачиваться за это снижением уровня жизни, пока не против жизни в этой умозрительной конструкции", - заключает автор.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях