Le Figaro | 5 октября 2001 г.
Россия и ?реалполитикс?
Анатоль Ливен
Западная Европа крайне нуждается в новых отношениях с Россией, и не только потому, что у этих регионов общие интересы в сфере борьбы с терроризмом. Не менее важно то, что новые американские приоритеты могут привести к резкому снижению уровня интересов США на Балканах и в странах, входивших в состав Советского Союза.
В этом случае Европейский Союз будет вынужден взять на себя реальную, а не просто риторическую ответственность за опасные проблемы европейского континента. Учитывая остаточную силу России в некоторых областях и хроническую слабость ЕС в том, что касается вопросов безопасности, было бы крайне желательно, чтобы Россия в во время кризисов выступала в качестве партнера, а не соперника Западной Европы. Для того, чтобы развивать партнерские отношения, ЕС и крупнейшие государства-члены союза должны взять на себя инициативу в развитии новых региональных структур безопасности, в которых принимала бы участие Россия.
Наиболее велики шансы возникновения кризисных ситуаций на Балканах. Еще до 11 сентября США отказывались напрямую принимать участие в операциях НАТО в Македонии; несмотря на напыщенную риторику НАТО во время войны в Косово, европейские государства согласились на очень ограниченное участие, да и то после постыдных колебаний.
Для того, чтобы Россия не поддерживала сербскую кампанию реванша, и для того, чтобы обеспечить будущее совместное участие в кризис-менеджменте, Западная Европа должна признать, что в споре России о политике в Косово ни одна из сторон не занимает полностью правильную позицию. Россия не права по нескольким пунктам, но ее замечания о характере албанских боевиков совершенно справедливы.
Сотрудничество играет очень важную роль также в решении проблем западных регионов бывшего Советского Союза и, возможно, Кавказа. В этом регионе посткоммунистическое экономическое, социальное и политическое развития пока терпит неудачу. Мало того, некоторые стареющие бывшие коммунистические правительства приближаются к кровавым кризисам смены власти. Запад не может контролировать эти риски без сотрудничества с Россией.
К сожалению, в последние годы политика США была нацелена на снижение уровня российского влияния на территории бывшего Советского Союза. Это естественным образом спровоцировало Россию на жесткий ответ. Если кто-то не понимает, почему, ему стоит представить себе, как бы прореагировали США на такую экспансионистскую стратегию конкурирующей сверхдержавы в Центральной Америке, или вспомнить то, как на протяжении нескольких десятилетий отвечала Франция на внешнее ?вмешательство? во французскую сферу влияния в Африке.
Европейская политика должна признать неизбежность важного - хотя не исключительного - влияния России в нескольких государствах и пытаться изменить форму этого влияния, а не устранить его. Целью такой политики должно быть предотвращение кризисов и экономическое развитие, а не западный геополитический экспансионизм. Эта политика должна подталкивать Россию к тому, чтобы танцевать не танго, а менуэт со своими соседями - чтобы Москва применяла ?мягкую силу?, а не пыталась загнать другие государства в жесткий оборонный альянс, а ля Беларусь.
Исключение надо сделать только для стран Балтики, которые должны стать частью Запада. Очевидно, что предложение, сделанное балтийским государствам - вступить в НАТО на Пражском саммите в ноябре 2002 - уже не является желательным. Мало кто из американских сенаторов захочет проводить дебаты по этому вопросу в ближайшее время, ссылаясь на то, что Америка должна защищать эти страны от возможного российского вторжения. Это означает, что ЕС должен взять на себя инициативу в области гарантии безопасности Балтики, должен добиться того, чтобы все три страны вступили в ЕС в 2004 г.
Помимо всего прочего это заставляет на время забыть про ложное обещание интегрировать Россию в Западную Европу, которое часто использовалось для того, чтобы избежать необходимости размышлять над созданием новых отношений сегодня. Чтобы жители Западной Европы приняли чеченцев и дагестанцев в ЕС, или чтобы они согласились иметь общую границу со Средней Азией и Китаем, должно произойти чудо. Но это не означает, что ЕС и Россия не могут успешно сотрудничать по многим вопросам. Прежде всего, ЕС должен научиться относиться к России не как к отбившемуся от рук сорванцу, которому надо читать нотации, а так, как США относится к Турции - как к важной стране, пусть и с определенными нежелательными свойствами, как к государству, дружба с которым очень важна для американских интересов.
Означает ли это, что придется идти на нравственные компромиссы? Возможно. Но Макс Вебер заметил, что брать ответственность за поступки и их последствия в современном мире - это тоже нравственная позиция. В прошлом Европа часто действовала, исходя из счастливого убеждения, что благодаря американскому военному присутствию европейцам никогда не придется взять на себя такую ответственность. Эти счастливые дни заканчиваются.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях