Die Zeit | 5 октября 2007 г.
Порядок для Олимпиады
Кристин Купфер
В Пекине переселяют тысячи людей, попрошаек и уличных музыкантов выгоняют из центра столицы. В интернете поднимается волна дискуссий, тема которых - критика предстоящей Олимпиады
В какой-то момент выражение лица Го Цзина становится торжественным. "Раньше императоры покидали по этой улице Алтарь Неба, сотворив молитвы об урожае, - говорит владелец киоска и показывает на улицу шириной метра три, расположенную в южном квартале Чуньвэнь. - Тот факт, что в следующем году здесь проедут велосипедисты, имеет определенное значение". Они проедут мимо самого роскошного во всем Пекине храма, Храм молитвы об урожае имеет круглую форму, он символизировал для китайцев во все времена небо.
Однако после того, как этот район города начал переделываться для Олимпиады, небесный мир для Го закончился. Он еще не знает, как будет называться новая улица. Там, где сейчас стоит стол с тремя коричневыми деревянными табуретками, еще три месяца назад была внешняя стена традиционного соседского дома с двором. Соседи не хотели уезжать, поскольку предложенной компенсации не хватало на квартиру в центре, говорит Го. Но в конце концов у них не осталось выбора. "Вообще-то сначала планировалось снести весь жилой квартал, - говорит Го, ковыряя свой обед, состоящий из лапши и говядины. - Понятия не имею, сколько я здесь смогу еще оставаться. Никто ничего нам не говорит".
Китайские власти перелицовывают облик города. "Порядок для Олимпиады" - так звучит официальный девиз. Это касается не только мероприятий по строительству вокруг спортивных сооружений. Пекин хочет показать международной общественности в будущем году опрятный и сверкающий облик современного светского города. Это коснулось в первую очередь южных районов, в которых сплошь и рядом теснятся одноэтажные блоки домов, возраст которых переваливает за сто лет. Их населяют престарелые и бедные жители мегаполиса. До апреля 2007 года свои дома были вынуждены покинуть около 1,25 млн человек. Об этом свидетельствуют данные нидерландского центра Centre on Housing Rights and Evictions (COHRE). До начала Олимпиады в августе 2008 года к ним могут прибавиться еще 250 тыс. Население города должно освободить место для новых линий метрополитена, более широких улиц или современных высотных комплексов.
В Китайской народной республике земля является собственностью государства, и поэтому оно имеет право в любой момент потребовать проведения необходимых строительных мероприятий. О времени и причине сноса дома власти информируют жильцов зачастую непосредственно перед началом работ или не сообщают им об этом вовсе. Законом хоть и предусмотрены выплаты компенсаций, но точных механизмов регулирования не существует. За предложенную государством сумму семья, как правило, не может позволить себе квартиру в том же районе.
Китайские власти, напротив, стараются не допускать поводов для критики в свой адрес и называют другие, сильно заниженные цифры: в ходе строительных работ, приуроченных к Олимпиаде, было переселено 6037 человек, каждый из которых получил соответствующую компенсацию, при этом никто не был выселен из дома насильно. "Проведение строительных мероприятий было необходимо уже давно, и они являются инфраструктурными проектами, имеющими законные основания", - утверждает Хуань Янь, возглавляющая городскую комиссию по планированию.
Она понимает то сожаление, которое вызвала во всем мире утрата центра Пекина. Из 16400 квадратных километров общей площади города остались всего 62 квадратных километра центра. "Раньше мы совершали некоторые ошибки, - признает Хуань. - Но сегодня улицы находятся под охраной". Кроме того, речь идет и об улучшении условий жизни людей. В старых жилых кварталах в переулках Пекина нередко отсутствует канализация и отопление. По словам Хуань, некоторые дома подлежат сносу, другие - реставрации.
Однако пока что сложно назвать усилия по реставрации, предпринимаемые китайскими властями, достойными Олимпиады. Городские власти возвели рядом с киоском Го Цзина серую каменную стену, наскоро закрасив ее белой краской. И другие уличные стены домов вдоль этой улицы не были отреставрированы, их просто скрыла стена. Го рассказывает про одну старую женщину, которая умерла от того, что постоянно переживала из-за предстоящего сноса своего дома. "Мне кажется, это хорошо, что у нас будет проходить Олимпиада, - говорит Го, который с детства живет в Чуньвэне. - Но разве из-за это старый Пекин должен меняться настолько сильно?"
В преддверии Олимпиады китайские власти хотят не только возвести красивые дома и построить широкие улицы. В скором будущем планируется убрать из центра за второе кольцо попрошаек, уличных торговцев и музыкантов, а также распространителей листовок. Об этом сообщает пекинский департамент по гражданским делам. Теперь попрошайничать, петь и торговать запрещается и в метро. "Эти нецивилизованные виды деятельности нарушают порядок, сказываются на настроении пассажиров", - говорит ответственный сотрудник городской администрации Пекина. Уже в мае полиция задержала около тысячи торговцев с рук и попрошаек.
На китайских интернет-форумах подобные меры вызвали волну дискуссий, в которых присутствуют критические замечания в адрес устроителей Олимпиады. "Наше правительство якобы высоко ценит так называемую нематериальную культуру, - пишет один из блоггеров, называющий себя "департамент по эволюции ДНК города Сиань". - Если мы очистим город от уличных музыкантов и торговцев предметами искусства, наши внуки и не узнают, что такое эта нематериальная культура".
Другой блоггер по имени Liaocheng Tang Zhaizhai возмущается: попрошайки - это жертвы разбалансированного общества, а не преступники. Несомненно, меры по обеспечению порядка в преддверии Олимпиады, с точки зрения блоггера, понятны и важны. "Но не попрошайки обезображивают город - это их выдворение обезобразит дух Олимпиады".
И уличный музыкант Гэ Фэн настроен скептически относительно новых правил по наведению порядка. "Большинству людей нравится, когда я пою", - говорит 25-летний молодой человек, уже три года музицирующий в подземных переходах Пекина. На одной из улиц на востоке города он по вечерам исполняет песни собственного сочинения. "В последнее время сотрудники из городского департамента по надзору стали проходить мимо меня чаще", - говорит длинноволосый Гэ. До сих пор они ограничивались лишь предупреждениями. Власти больше обращают внимания на торговцев и попрошаек.
"Я знаком с некоторыми из них, они приятные люди и просто хотят жить", - говорит Гэ и берет в руки голубую гитару, соединенную с небольшим усилителем. Сегодня он начнет с песни под названием "Для братьев и сестер из подземки Пекина".
Наверху, у южного выхода из подземного перехода, стоит стеклянная тумба с размещенной внутри рекламой Олимпийских игр. Песню в исполнении Гэ тут уже едва слышно. На плакате, надпись на котором гласит "Создание цивилизованного города", смеются и подпрыгивают 5 талисманов Олимпийских игр - может быть, втайне они веселятся под музыку Гэ?
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях