The Times | 5 октября 2009 г.
MI-5 18 лет гонялась за шпионом, которого уже изловила
Кристофер Эндрю
Британская MI-5 18 лет гонялась за шпионом, которого уже изловила, повествует The Times. Речь шла об одном из членов "кембриджской пятерки" советских шпионов - "самой могущественной группы британских агентов, когда-либо завербованных иностранной разведкой", - отмечает журналист Кристофер Эндрю.
Первым из пятерки, в 1934 году, был завербован Ким Филби, решивший посвятить жизнь коммунистической идеологии. Он рекомендовал своему куратору Арнольду Дойчу двух соучеников - Дональда Маклина и Гая Бёрджесса. Дойч приказал всем троим отдалиться от друзей-коммунистов. "Бёрджесс с характерной для него демонстративностью стал личным секретарем парламентария-консерватора Джека Макнамары и ездил с ним для знакомства с ситуацией в нацистскую Германию (если верить Бёрджессу, в основном они "знакомились" с интимной жизнью геев из гитлерюгенда)", - пишет автор. Бёрджесс рекомендовал Дойчу искусствоведа Энтони Бланта, а тот - лингвиста Джона Кейрнкросса. Всех их воодушевлял миф о сталинской России как справедливом и свободном государстве, тем более что сексуальная ориентация троих входила в противоречие с британскими законами. На конец войны Филби служил в MI-5, Маклин и Бёрджесс снабжали Москву секретными документами министерства иностранных дел, Кейрнкросс занимал высокую должность в министерстве финансов, Блант, ушедший из британских спецслужб, иногда выполнял задания советской разведки. У британской разведки, напротив, накануне холодной войны не было ни одного стоящего агента в СССР, а о глубоко разветвленной сети советских шпионов она и не подозревала, говорится в статье.
Между тем в 1940-е годы и начале 1950-х советская резидентура на Западе часто работала с агентами халатно, а некоторые руководители советской разведки полагали, будто работа "кембриджской пятерки" - ловкая дезинформация со стороны британцев. Когда в 1948 году Маклина назначили главой канцелярии британского посольства в Египте, что создавало большие сложности для его двойной жизни шпиона, он попросил московский Центр об отставке. Но его просьбу проигнорировали. В мае 1950 года у Маклина не выдержали нервы и вместе с собутыльником он учинил погром в квартире двух сотрудниц американского посольства. Британское начальство отозвало его в Лондон для психиатрического лечения. Бёрджесс, со своей стороны, пускался в скандальные загулы - например, распевал в барах Танжера: "Сегодня мальчики дешевые". В 1951 году Центр устроил Маклину побег в Москву, а заодно заманил туда же Бёрджесса, которого считали опасным. Британская сторона следила за Маклином, но советская резидентура отлично знала, что наблюдение снимают на ночь и с полудня субботы до утра понедельника.
После побега оставшихся троих заподозрили в шпионаже, но доказательств не было. Прорывом стала случайная встреча отставного сотрудника MI-5 Виктора Ротшильда с Флорой Соломон, которая когда-то была любовницей Керенского. Соломон, возмущенная антиизраильскими статьями Филби, призналась, что до войны Филби пытался ее завербовать в советскую разведку. К 1964 году британские спецслужбы добились признаний от Филби, Бланта и Кейрнкросса, отмечает газета. Правда, Филби сумел создать впечатление, что порвал с советской разведкой еще в 1946 году, а сам под шумок сбежал в Москву. Но даже после признаний Бланта и Кейрнкросса охота за "четвертым" длилась до 1974 года, а сведения, что "пятый" - это действительно Кейрнкросс, поступили лишь в 1982 году от сотрудника КГБ Олега Гордиевского, завербованного MI-6, подчеркивает газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях