Corriere della Sera | 5 сентября 2003 г.
Чалаби отводит ООН политическую и гуманитарную роль
Лоренцо Кремонези
"По большому счету, нам в Ираке не нужны дополнительные иностранные войска. Не важно, будь то американцы или контингент ООН. Главное значение имеет работа внутри страны", - говорит Ахмед Чалаби, находясь в своей суперзащищенной резиденции в центре Багдада.
Он принял нас вчера вечером в так называемом Китайском доме - большом двухэтажном особняке в стиле восточных пагод, построенном по приказу Саддама Хусейна в 80-е годы для командиров пресловутого "Мухабарата" - секретной иракской спецслужбы. У всех окон - снайперы. Окна гостиницы замурованы. Есть даже подземный ход длиной 300 метров, который из подвала ведет в офисы, где раньше работали сторонники прежнего режима.
Чалаби предпринимает все возможные меры предосторожности. Когда он покидает здание, его конвой из бронированных джипов трогается с места, взвизгивая шинами и задевая тротуар, и движется зигзагами, чтобы избежать возможных нападений. Чалаби прекрасно осознает, что многие заинтересованы в его смерти. Не только потому, что пять дней назад он стал председателем временного правительства Ирака, но и потому, что он противоречивая личность: заочно приговорен в 22 годам тюремного заключения в Иордании за присвоение 288 млн долларов Petra Bank в Аммане в 1989 году и является лидером Иракского национального конгресса - партии, созданной представителями иракской диаспоры в Соединенных Штатах.
- Что вы думаете о споре между Америкой, Францией и Германией по вопросу о направлении в Ирак новых международный сил под эгидой ООН?
- Во всех этих дебатах, которые в первую очередь являются предметом политического спора между Европой и США по поводу будущей расстановки сил в мире, я считаю нужным подчеркнуть необходимость того, чтобы Ирак как можно скорее вновь приобрел суверенитет. Наш Переходный правящий совет только что назначил новых министров. Это важный шаг вперед, и мы все едины во мнении, что нужно укреплять нашу независимую роль.
- Вы лично приветствуете прибытие контингента ООН?
- Этот вопрос не имеет принципиального значения. По правде говоря, в Ираке не нужны войска ООН, и даже их присутствие наряду с американским солдатами не сможет изменить ситуацию в стране.
- Почему?
- С военной точки зрения контингенты ООН являются неэффективными. Американских солдат с избытком хватает для выполнения задач, связанных с безопасностью. Я не думаю, что они должны отказываться от своей роли, уменьшать ее или разделять с кем бы то ни было. Вскоре центральные задачи должны будут выполнять новые иракские силы безопасности. Однако политическая и гуманитарная роль ООН имеет фундаментальное значение, это поможет нашей стране создать собственные органы государственной власти и разрешить экономические проблемы.
- Но разве после убийства аятоллы Мохаммада Бакр Аль-Хакима неделю назад в Неджефе вы сами открыто не критиковали американцев за неэффективность?
- Мои слова неправильно передали средства массовой информации. Я сказал, что американцы ответственны за безопасность во всей стране. Но я также добавил, что ранее морские пехотинцы предложили патрулировать святые для шиитов места в Неджефе, однако религиозные лидеры ответили на это отказом.
- Когда в Ираке состоятся выборы?
- В ближайший год, быть может девять месяцев. Сначала необходимо подготовить списки избирателей и, прежде всего, создать Конституцию.
- К какой модели Конституции вы склоняетесь?
- Скорее всего, к немецкой. Она основана на федеральной системе, при которой, тем не менее, сохраняется сильная центральная власть.
- А что насчет модели сил безопасности?
- У меня вызывает интерес модель итальянских карабинеров. Сейчас мы готовим поездку в Нассирию, чтобы ознакомится с работой дислоцированного там итальянского контингента.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях