The Wall Street Journal | 5 сентября 2003 г.
Азербайджан может стать примером успеха
Владимир Сокор
Назовите единственную мусульманскую страну, где светское государство - это бесспорный национальный выбор, а прозападная ориентация основана на политическом консенсусе, объединяющем правящую элиту, основные оппозиционные партии и население. Где многонациональные нефтяные компании действительно популярны, а отношения с Израилем дружественны. Где присутствие НАТО и/или американской армии будут приветствовать, а участие в антитеррористической коалиции считается синонимом национального интереса.
Таков набор уникальных характеристик Азербайджана, тюркской страны с шиитским большинством, где живет лишь 8 млн представителей более чем миллиардного мусульманского мира. Страна, богатая нефтью, до сих пор бедна после семи десятилетий советского грабежа. Вместе с соседней Грузией Азербайджан образует уникальный коридор, открывающий каспийским нефти и газу доступ в Европу, а войскам коалиции, возглавляемой США, - на Ближний Восток и в Центральную Азию. По всем этим причинам для Запада стратегически и экономически важно помочь Азербайджану стать примером успеха в мусульманском мире.
Хотя существуют базовые предпосылки для успеха, препятствия, как внутренние, так и внешние, пугают. Одна из ближайших проблем - смена президента. 80-летний президент Гейдар Алиев, занимающий этот пост с 1993 года, выставил свою кандидатуру для участия в президентских выборах, назначенных на октябрь. Однако он с июля находится в больнице в США и, по-видимому, не сможет вновь бороться за президентство. Его сын, Ильхам Алиев, которого парламент назначил в августе премьер-министром, в октябре будет бороться за пост президента при поддержке правящей партии "Новый Азербайджан". Представляется, что его победа гарантирована, и все подготовлено для "династической передачи власти".
Западные партнеры Азербайджана готовы к такому результату, если выборы будут достаточно чистыми. В этом сценарии заключается нечто большее, чем просто "династия". Азербайджану нужна эффективная централизованная власть. Однако эта власть будет легитимной в той мере, в какой она обеспечивает разделение полномочий между государственными учреждениями, конституционным правительством и правоохранительными структурами. Страна только начинает усваивать эти концепции и процедуры. Процесс обучения может быть только эволюционным; соседняя Турция, являющаяся для Азербайджана ролевой моделью, начала его восемь десятилетий назад и еще не завершила.
В 1993 году, когда Гейдар Алиев пришел к власти, Азербайджан можно было назвать примером провала. Страну раздирали на части враждующие вооруженные группировки, которые считались правительством, она потеряла одну пятую своей территории на западе в войне с Арменией. У северных и южных границ процветал насажденный извне этнический сепаратизм (связанный с Россией и Ираном соответственно). Нефтяная промышленность, оставшаяся с советских времен, стояла, а власть в Баку вот-вот могли захватить вооруженные эмиссары Москвы.
Алиев, бывший генерал КГБ, тонкий знаток технологии власти, восстановил централизованное управление. В середине 90-х он пережил несколько попыток государственного переворота и покушений, организованных промосковскими и проиранскими группировками. Он политически и стратегически сориентировал Азербайджан на Запад, продвинул широкомасштабные проекты по разработке и транспортировке каспийских нефти и газа, присоединился к антитеррористической коалиции. Азербайджан предоставляет войска для участия в операциях в Косово, Афганистане и Ираке, которые ведут НАТО и США. Ильхам Алиев и его команда намерены проводить тот же политический курс.
Три главных оппозиционных партии страны также прозападные, а их лидеры будут участвовать в президентских выборах. Конечно, они в невыгодном положении с точки зрения финансирования и доступа к СМИ, тогда как Алиев пользуется государственной поддержкой. Однако самые серьезные препятствия для оппозиции созданы ее же руками. Три партии и их лидеры были у власти в 1992-1993 годах, и в общественном мнении неизбежно ассоциируются с этой эпохой распада. Почти 10 лет набор оппозиционных лидеров остается одним и тем же, они не предлагают серьезных альтернатив и время от времени принимаются разыгрывать националистическую карту.
Все это время оппозиционные партии и их лидеры пользуются симпатией западных правительств и организаций. Однако в нынешнем году стало ясно, что менторы устали, особенно после того, как им не удалось убедить оппозицию объединиться и выдвинуть единого кандидата. В настоящий момент главной заботой является обеспечение честного голосования и подсчета голосов путем международного мониторинга для укрепления легитимности президентской власти и государственных институций в целом.
Правящая элита в Баку понимает, что главной проблемой нынешних выборов является не победа, которая представляется гарантированной в любом случае, а честная победа, обеспечивающая широкий консенсус новому президенту. Предыдущие президентские и парламентские выборы были омрачены обманом. Наблюдатели Совета Европы и ОБСЕ назвали этот обман "несложным" и "примитивным". Он был ненужным и лишь увеличивал отрыв фаворита от других кандидатов.
В стране, где остро не хватает компетентных управленцев с современной подготовкой, можно сказать, что 41-летний Ильхам Алиев имеет дипломатический и деловой опыт. Он является первым вице-президентом Азербайджанской государственной нефтяной компании, поддерживает устойчивые контакты с западными правительствами и деловыми кругами, особенно в США и Британии. В правящей партии он возглавляет группу молодых реформаторов, которых западные партнеры Азербайджана побуждают сразу же после выборов заявить о себе и начать борьбу с коррупцией.
После выборов Азербайджану предстоит решать три серьезные проблемы. Во-первых, необходимо обеспечить международное финансирование нефтепровода Баку-Чейян (Турция), чтобы строительство не отставало от графика. Европейский банк реконструкции и развития и Международная финансовая корпорация должны предоставить средства до конца года. Если этого не произойдет, Азербайджану придется покрыть свою часть расходов за счет Фонда развития нефтяной промышленности в ущерб другим инвестиционным проектам.
Во-вторых, необходимо предпринять шаги по возвращению шести азербайджанских районов, оккупированных армянскими войсками в 1993 году. Эти районы, находящиеся в Нагорном Карабахе, где большинство составляет армянское население, были местом самых крупных в постсоветское время этнических чисток, в результате которых из своих домов были изгнаны около 800 тыс. азербайджанцев. Это одна десятая нынешнего населения Азербайджана, но международные организации до сих пор не замечают этих беженцев.
ОБСЕ уже 10 лет пытается выступить в качестве посредника, но эти усилия не приблизили урегулирование конфликта. Необходим более эффективный процесс, и, каким бы ни был статус Карабаха, оправдания неспособности вернуть шесть районов и позволить беженцам возвратиться в свои дома не будет.
Наконец, необходимы непрекращающиеся усилия по защите страны от проникновения исламского фундаментализма и террористической инфраструктуры, которые стремятся импортировать в Азербайджан некоторые иранские и арабские организации. Эта страна может стать примером политического и экономического успеха для других мусульманских государств. Но для этого ей необходима помощь Запада в разработке ресурсов, урегулировании конфликтов и создании институций для достижения конечной цели - интеграции с западным миром.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях