The Telegraph | 5 сентября 2005 г.
Бадри, первый олигарх
Саймон Белл
Немногие на Западе слышали о Бадри Патаркацишвили. Но этот человек, которому пришлось покинуть Россию и уехать в Грузию, был движущей силой при создании некоторых самых успешных российских компаний
Холодным декабрьским днем в Тбилиси, столице Грузии, пальмы, украшающие поместье самого богатого человека в Грузии, прикрыты стеклянными колпаками. Сад, принадлежащий Бадри Патаркацишвили, занимает примерно 10 акров и находится в самом сердце города - на возвышенности, с которой видна река Мтквари.
Его офис находится во дворце - бывшем Дворце бракосочетаний советского времени. Но, несмотря на то, что Патаркацишвили - более известный как просто Бадри - ведет яркую жизнь и обладает интересной биографией, этот бизнесмен-мультимиллиардер по-прежнему неизвестен на Западе. Бадри - это человек, который стоит за большинством успешных компаний в сегодняшней России.
Он был одним из партнеров-основателей таких компаний, как "Сибнефть" (нефтяная компания, которую сегодня контролирует российский миллиардер Роман Абрамович), РУСАЛ (алюминиевый гигант), "АвтоВАЗ" (крупнейший производитель автомобилей в стране), "Аэрофлот" (приватизированная авиакомпания), национальных российских телеканалов ОРТ и ТВ-6, и многих других.
В годы правления Ельцина, когда Россия повернула от коммунистической командной экономики к капиталистической демократии, Бадри стал человеком, который преобразовал политические идеи в реалии бизнеса. Он признает, что также является сомнительной фигурой из прежней эпохи, когда в результате приватизации возник новый класс сверхбогатых олигархов.
Вынужденный уехать из России в 2001 году, когда президент Путин отошел от демократических реформ 90-х годов, Бадри сейчас пребывает в изгнании в своей родной Грузии. Но Бадри не сидит тихо в своем дворце в Тбилиси: после возвращения в Грузию он стал самым богатым и успешным бизнесменом в этой стране. И он продолжает пристально следить за событиями, которые происходят за пределами Грузии.
Во время нашего разговора он получил сообщение о том, что Леонида Невзлина, руководителя нефтяного гиганта ЮКОС, в России обвинили в 10 убийствах. Бадри фыркает в насмешке: "Десять! Почему десять? Это сумасшествие. Это так явно сфабриковано - как будто прокуратура специально хочет, чтобы мир знал, что это сфабриковано".
Он вкладывает инвестиции в разных странах и делает большие пожертвования в благотворительные проекты в Израиле. "Меня радушно приняли в Грузии, - говорит он. - Я заработал деньги в других странах и не участвовал в воровстве и мародерстве. Я могу способствовать переменам в экономике".
Российские обвинения в мошенничестве и экономических преступлениях в компании "Аэрофлот" в его адрес так и не удалось доказать, в то время как партнер Бадри по этой авиакомпании, Николай Глушков, недавно был выпущен из тюрьмы, и ему были принесены извинения. Бадри защищает свои достижения в бизнесе, сделанные с первых дней капитализма в постсоветской России: "Анатолий Чубайс (архитектор российских экономических реформ и программы приватизации) отвечал за то, чтобы сделать старую коммунистическую систему капиталистической, - говорит он. - По ходу этого процесса они учились. Существовали писаные и неписаные правила. Это был переходный период, и нет того, за что было бы стыдно". Что объединяет Бадри с другими изгнанниками из страны путинского автократического режима, так это независимость, которую российский президент не переносит.
Бадри - это один из той группы бизнесменов, которые стали мишенью властей. Причем истинной причиной преследования Бадри стали не экономические преступления, как заявляет Кремль, а тот факт, что он ратует за необходимость существования негосударственных средств массовой информации и за демократическую Россию. В эту же группу бизнесменов входит Михаил Ходорковский, основатель ЮКОСа, самой успешной российской нефтяной компании, приговоренный к девяти годам лишения свободы по обвинению в мошенничестве и хищении чужого имущества и объявлявший в тюрьме голодовку.
Преследование его властями несправедливо, говорит Бадри, он вел бизнес при Ельцине точно так же, как и другие олигархи - в том числе и его бывший протеже Абрамович, который все еще является любимцем Кремля. "Я основал и управлял легальными компаниями, которые сейчас являются мировыми лидерами, - говорит он. - Я дал старт многим бизнес-лидерам".
Многие считают незаконным то, что путинские государственные олигархи захватывают активы нефтяных компаний вроде ЮКОСа и других. В прошлом году российское правительство организовало аукцион по продаже главного производственного подразделения ЮКОСа, заявив, что компания должна государству 28 млрд долларов невыплаченных налогов. Эту атаку многие посчитали жестоким ответом на политические амбиции Ходорковского. Что касается Бадри, то, хотя он и не друг Путину, российское правительство не столь активно преследует его.
Сотрудники ФСБ следят за его дворцом, но Бадри хорошо защищен как своей собственной охраной, так и силами безопасности грузинского правительства. Он даже верит в то, что придет время, когда он сможет вступить в диалог с Путиным. "Я был на отдыхе в Испании, и сотрудники ФСБ спросили у Путина, могут ли они задержать меня. Президент спросил, отдыхаю ли я один, и они ответили, что я с семьей. Он ответил: "Оставьте его в покое, и пусть он хорошо отдохнет".
Как Бадри начинал свой бизнес? Так же, как и Ходорковский, он вступил в комсомол и главным образом благодаря своей настырности стал секретарем местной комсомольской организации. Он начинал в бизнесе во времена перестройки конца 80-х годов. Бадри обратился к своему другу на "АвтоВАЗе", крупнейшем производителе автомобилей в России, и сказал, что хотел бы стать представителем "АвтоВАЗа" на Кавказе. Он получил эту работу, несмотря на то, что, по собственному признанию, ничего не знал о том, как продавать автомобили.
Когда коммунистическая экономика стала распадаться на части, Бадри стали звонить даже члены политбюро из Москвы, которые остро нуждались в запчастях к своим автомобилям. Он выполнял их просьбы и таким образом завязал отношения, которые продолжались на протяжении 90-х годов. Именно тогда он познакомился с Борисом Березовским, который в то время был 33-летним ученым и предпринимателем из Москвы и искал деньги на то, чтобы начать свой бизнес.
Березовский и его жена вылетели в Грузию для встречи с Патаркацишвили, и между ними завязалась дружба, которая изменила Россию и дала рождение компаниям, лидирующим сегодня в нефтяной, алюминиевой, автомобильной промышленности и на рынке авиаперевозок. В 90-е годы Бадри и Березовский вместе со своими партнерами основали "Русский алюминий" (компания, сегодня известная как РУСАЛ) - самую большую российскую алюминиевую компанию, которая также является одной из крупнейших алюминиевых компаний в мире.
На полученные от этого предприятия доходы они основали "Сибнефть", крупнейшую российскую частную нефтяную компанию, которая сегодня оценивается в 15,6 млрд долларов. Березовский и Патаркацишвили были равными партнерами в РУСАЛе и "Сибнефти" с Олегом Дерипаской и Романом Абрамовичем. Другой их бизнес был связан с ОРТ, в то время крупнейшим в России частным телеканалом, и компанией "Аэрофлот", после ее приватизации. Сейчас все эти компании захвачены союзниками Путина из бизнеса и политики.
В июле появилась информация о том, что Березовский, который получил политическое убежище в Великобритании, планирует добиваться от Абрамовича возмещения убытков через суд в Лондоне. Абрамович обвиняется в том, что по указанию Кремля заставил Березовского и Бадри продать свои активы в РУСАЛе и "Сибнефти" по бросовым ценам.
Пресс-секретарь Абрамовича заявил, что миллиардер отрицает эти обвинения и будет энергично отстаивать свою правоту в любом суде. Бадри, которому в этом году исполнится 50 лет, имеет большое влияние и в России, и за границей. Ему оказывал внимание и Эдуард Шеварднадзе, и Михаил Саакашвили, сегодняшний президент Грузии.
Бадри стремится улучшить отношения Грузии с большими державами, которые заинтересованы в его маленькой стране. Когда мы беседовали с Бадри, его гостем на обеде был посол Соединенных Штатов. Бадри также пытается изменить ситуацию в Грузии. Он купил тбилисский футбольный клуб, профинансировал строительство нового торгового центра в грузинской столице, инвестирует в обустройство курорта на Черноморском побережье, а также возглавляет медиа-группу Imedi.
В ближайшие шесть лет он планирует вложить 1 млрд долларов в крупнейший грузинский порт. Кроме того, он является председателем Олимпийского комитета Грузии.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях