Frankfurter Rundschau | 5 сентября 2006 г.
Нефтепровод разгрузит Босфор
Герд Хелер
Новый маршрут для российских поставок нефти на Запад. Транспортировка нефти по трубопроводу гораздо дешевле, чем танкерами
Этот проект обсуждается уже 15 лет, теперь он, наконец, вступает в силу: скоро будет начато строительство нефтепровода, который пройдет от черноморского побережья Болгарии до Александруполиса на севере греческого побережья Эгейского моря.
Ветка нефтепровода протяженностью 280 км, строительство которой обойдется, по предварительным оценкам, в 780 млн евро, должна стать альтернативой транспортировке нефти танкерами по перегруженному Босфору. При этом у России появляется важный транспортный маршрут для экспорта своей нефти на Запад.
Загрузка обеспечена
В понедельник президент России Владимир Путин, его болгарский коллега Георгий Пырванов и греческий премьер-министр договорились в Афинах о содействии продвижению проекта. Финансирование и загрузка нефтепровода будут обеспечены, заявил заместитель министра промышленности и энергетики России Андрей Дементьев. До конца этого года планируется завершить все переговоры по договорам в рамках греко-болгаро-российского совместного проекта. К строительству, по плану, можно будет приступить с начала 2007 года, а уже к концу 2009 года - начать эксплуатацию.
Идея строительства такого нефтепровода зародилась еще в 1992 году. Эксперты греческой Latsis Group, которая действует в сфере танкерной транспортировки и нефтепереработки, еще в то время прогнозировали резкий скачок объемов экспортных поставок нефти из России и других стран СНГ. По оценкам специалистов, сделанным в то время, львиная доля экспорта нефти должна была осуществляться танкерными перевозками из портов на Черном море через средиземноморский пролив Босфор. Этот прогноз оправдался: начиная с 2001 года количество танкерных рейсов увеличилось в три раза.
Босфор стал хронически страдать от тяжелой нагрузки. Капитаны танкеров были вынуждены маневрировать своими гигантами, вписываясь в 14 узких поворотов и проходя отрезки, где ширина пролива составляла всего 660 метров. А поскольку танкер может проходить пролив только при дневном свете и хорошей видимости, корабли, особенно в зимние месяцы, были вынуждены по нескольку дней простаивать в черноморских портах, ожидая благоприятной возможности. Специалисты оценивают ежегодный ущерб, который наносился прежде всего России в результате подобных проволочек, в 800 млн долларов.
Москва демонстрирует живейший интерес
В этой связи Москва в первую очередь заинтересована в строительстве нефтепровода. Однако процесс все время затягивается из-за того, что стороны (Греция, Болгария и Россия) никак не могут договориться о долях участия в проекте.
С российской стороны выступают такие компании, как TKN BP, совместное британо-российское предприятие, а также энергетические концерны "Роснефть" и "Газпром". Болгария представлена подконтрольной государству компанией Oil Pipeline Burgas, интересы Греции представляет наряду с Latsis энергетический концерн Copelouzos, а также находящаяся под контролем государства компания Hellenic Petroleum. Через линию нефтепровода, толщина стенок которого будет достигать 90 см, сначала будет проходить 15 млн, а позднее и 35 млн тонн сырой нефти от Черного до Средиземного моря. Это составит почти треть от объема нефти, которая сегодня перевозится на танкерах через Босфор и Дарданеллы. По предварительным расчетам, транспортировка одной тонны нефти по трубопроводу обойдется на 8 долларов дешевле, чем на танкере по Босфору.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях