Financial Times | 5 сентября 2008 г.
Западу следует сдерживать Россию экономическими средствами
Андерс Аслунд
Российское вторжение в Грузию повергло Запад в шок и породило разговоры о том, как следует ответить. В результате сошлись во мнении, что Запад мало на что способен, чтобы наказать Россию. Действительно, у западных правительств средства воздействия ограничены, но с точки зрения экономики российское вторжение обошлось дорого, пока западные правительства не успели и пальцем пошевелить. Этот экономический удар показывает Западу, как можно наказать российских лидеров.
В судьбоносный день, 8 августа, российский фондовый рынок упал на 6,5%. Всего же за прошедшие два месяца он упал на 36%, лишив рынок акционерного капитала на сумму 500 млрд долларов (346 млрд евро, 281 млрд фунтов) - это практически равно валютным резервам России, которые составляют 580 млрд долларов. За неделю вторжения отток капитала достиг 16 млрд долларов, что вызывало в стране резкое ограничение кредита. Было установлено, что в числе основных продавцов акций "Газпрома" оказались двое богатых россиян. Вряд ли они остались довольны российским премьер-министром Владимиром Путиным. Действительно, похвальба Путина о том, что Москва стала новым мировым финансовым центром, а рубль будет международной резервной валютой, превратилась в грустную шутку.
Вероятно, что эти значительные потери продолжатся. Инвестиционный банк UBS в записке инвесторам объясняет, что старая парадигма, гласящая, что инвестиции в Россию предусматривают высокие политические риски, вновь верна. UBS снизила целевые курсы российских компаний в среднем на 20%, что соответствует рыночной стоимости в 300 млрд долларов.
Не следует преувеличивать экономическую мощь России. Валовой внутренний продукт страны с 1999 года до нынешнего года увеличился с 200 млрд до 1,7 трлн долларов, но все равно он составляет лишь 2,8% от общемирового ВВП. Несмотря на успех в Грузии, российская армия не получает достаточных ресурсов. Официальное военное финансирование составляет 48 млрд долларов - это 7% оборонного бюджета США. 60% экспорта составляют экспорт нефти и газа, а потому Россия зависит от мировых цен на энергоносители, которые в настоящий момент снижаются. Добыча энергоносителей в застое из-за повторной национализации отрасли и враждебного для инвесторов климата. Но главная беда России - это коррупция. Государство не может обеспечить инвестиции в развитие инфраструктуры из-за громадных "откатов". Из-за авторитаризма экономические реформы зашли в тупик, а без них сохранить высокие показатели роста не удастся.
Запад стоит перед выбором: санкции или экономическое сотрудничество. Торговые санкции лишь укрепят контроль силовой элиты над российской экономикой и придадут новые силы ее диктатуре. Было бы ошибкой исключать Россию из Международного валютного фонда или приостанавливать ее участие во Всемирной торговой организации: открытые рынки и международные стандарты лишь уличат Путина и его соратников. Европейскому союзу и США следует ввести этические и юридические стандарты, которые бы сделали для России злоупотребления невыгодными. Целью этих мер должны стать крупные государственные компании и высокопоставленные чиновники, а не рядовые граждане или предприниматели.
Во-первых, ЕС необходимо выработать общую энергетическую политику и заставить Россию выполнять положения Энергетической хартии - обеспечить прозрачность, равные права для инвестиций и доступ к трубопроводам. Сообща ЕС имеет возможность торговаться с Россией, поскольку все ее трубопроводы за пределами бывшего СССР ведут в Европу.
Во-вторых, Европейская комиссия должна заставить "Газпром" отделить добычу энергоносителей от транспортировки, чтобы сломить его монополию. Почему Еврокомиссия преследует по антимонопольному законодательству Microsoft, но не трогает "Газпром"? Компания должна выделить в отдельную структуру свою трубопроводную сеть за границами России, прекратить откровенную ценовую дискриминацию и отказаться от запланированного строительства трубопроводов "Северный поток" и "Южный поток".
В-третьих, Запад должен провести расследования в отношении высокопоставленных российских чиновников и их трейдинговых компаний по фактам отмывания денег.
В-четвертых, крупные российские государственные компании нередко обхаживают заграничных политиков. Бывший канцлер Германии Герхард Шредер - это лишь самая заметная добыча "Газпрома". Западу необходимо ужесточить этические правила по контактам с российскими государственными компаниями, а ЕС следует ввести американские правила по раскрытию доходов - в США о них обязаны заявлять все, кто получает деньги за лоббирование. С неэтичным поведением лучше всего бороться, повышая прозрачность.
Наконец, если западные разведслужбы располагают доказательствами любых фактов коррупции, в которой замешаны Путин или его окружение, эти данные следует опубликовать. Ничто не подорвет его позиции в глазах россиян больше, чем подтвержденные факты коррупции. Россия и ее лидеры вполне уязвимы, но для эффективных действий Западу нужно объединиться.
Автор статьи - старший научный сотрудник Института международной экономики Петерсона, автор книги "Капиталистическая революция в России: почему рыночная реформа закончилась успешно, а демократия потерпела неудачу"
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях