Der Spiegel | 5 сентября 2016 г.
Санкции? Супер!
Беньямин Биддер
Запрет на ввоз продуктов питания из стран ЕС и кризис национальной валюты обернулись стимулом для развития сельского хозяйства в России. Впервые страна зарабатывает на аграрном экспорте больше, чем от продажи оружия, констатирует московский корреспондент Der Spiegel Беньямин Биддер.
Москвич Дмитрий Климов начал вторую жизнь, оставив столицу и работу пиар-консультанта и журналиста. Он вложил свои средства в ферму: теперь он разводит кур, гусей и цесарок, мясо которых считается деликатесом. Вот уже год Климов поставляет мясо птицы в элитные рестораны и снабжает состоятельных клиентов из Москвы такими деликатесами, как "фуа-гра" и копченая колбаса из мяса птицы.
"Бывший столичный пиар-консультант Климов - типичный представитель умножающей своей ряды братии так называемых "новых фермеров". С того самого момента, как президент Путин из-за украинского кризиса ввел запрет на ввоз определенных продуктов из Европы, они стали любимцами российских СМИ", - пишет знакомый с российскими реалиями Биддер.
"Новые фермеры" - воплощение московской мечты: вот если бы конфронтация с Западом сделала Россию сильнее!
Как признает журналист, российское сельское хозяйство переживает настоящий бум. После распада СССР в 1991 году аграрный сектор пришел в упадок, олигархи и инвесторы избегали его - "нефтянка" обещала более быстрый и крупный доход. С 1992 года Россия потеряла около 35 млн гектаров пахотных земель, сообщает издание.
И вот в 2014 году эта тенденция пошла на спад. А в прошлом году Россия впервые заработала на аграрном экспорте больше, чем от продажи вооружений.
"Получается, что расчет Путина верен? И санкции приведут к обновлению российской экономики? И да, и нет", - считает автор статьи.
Фермеры выигрывают прежде всего от того, что с российского рынка исчезли европейские конкуренты. Однако пока неясно, смогут ли в перспективе оставаться конкурентоспособными производители молочной продукции. Самыми значительными успехами российское сельское хозяйство может похвастаться в тех областях, в которых производство не ограничивается родными потребителями, а уже несколько лет имеет выход на мировой рынок.
И движущей силой развития сектора становятся не такие предприниматели, как Климов, а крупные инвесторы. Они уже несколько лет назад открыли для себя сельское хозяйство. Такие олигархи, как Олег Дерипаска или Роман Абрамович, инвестируют в выращивание зерновых культур. Другие концерны, такие как агропромышленный холдинг "Мираторг", уже давно делают ставки на крупный рогатый скот.
В 2015 году, говорится в статье, Россия произвела зерна больше США. В этом году объемы обещают быть еще больше, достигнув по меньшей мере 110 млн тонн. И мотором этого прогресса становятся гигантские аграрные конгломераты.
Из-за серьезного обесценивания российской национальной валюты товары отечественного производства стали более конкурентоспособными, чем раньше. Зерно торгуется на мировом рынке в твердой валюте, российские фермеры платят сотрудникам в рублях, рублями же расплачиваются и за бензин для тракторов. Наряду с выращиванием зерна конкурентоспособной отраслью в мире является и разведение домашней птицы.
Введение санкций в отношении западного продовольствия привело к тому, что доля импортного сыра на российском рынке за год сократилась с 48 до 23%, а свинины - с 18 до 9%.
До сих пор местным производителям с трудом удается компенсировать нехватку западных продуктов. Большие проблемы наблюдаются и на рынке сырого молока в России: собственное производство находится не в лучшем состоянии уже многие годы. И это несмотря на то, что Кремль увеличил субсидии для производителей молока на 30 млн рублей в 2016 году до 300 млн евро.
Некоторые производители, к примеру, компания "Эконива" немца Штефана Дюрра, даже увеличили мощности, однако это скорее исключение - никто не знает, как долго продержатся санкции. По мнению экспертов, российским производителям молока потребуется от 8 до 10 лет, чтобы стать конкурентоспособными. А если Кремль отменит санкции, российские производители не выстоят перед конкурентами из Европы. Жизнь добросовестным производителям усложняют и мошенники, которые ради снижения стоимости конечного продукта разбавляют молоко то дешевым пальмовым маслом, то мелом.
По мнению Биддера, российское сельское хозяйство подвержено негативному влиянию структурных проблем, типичных для остальных сегментов российской экономики. И в первую очередь это непрозрачные структуры собственности в компаниях.
"Хорошо работают и связи с политикой", - констатирует автор. Тот же "Мираторг" в качестве лоббиста своих интересов может похвастаться не кем иным, как премьером Дмитрием Медведевым, а компания "Агрокомплекс" принадлежит дочери Александра Ткачева, министра сельского хозяйства. Компании за один только прошлый год удалось увеличить свои земельные владения на 450 тыс. гектаров.
Дмитрий Климов со своими гусями, утками и цесарками может о таком только мечтать, пишет Биддер. На расширение бизнеса он брал кредит в банке, а до этого вложил в ферму все свои сбережения - около 10 млн рублей. Не то чтобы он был недоволен своим решением начать новую жизнь. Но другим он этого теперь не посоветует. "Разве только если есть начальный капитал". Или связи наверху.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях