Financial Times | 6 декабря 2004 г.
Эхо холодной войны в разногласиях Буша и Путина
Джеймс Хардинг, Аркадий Островский
Белый дом Буша, некогда так гордившийся беспримерной дружбой, сформировавшейся между американским президентом и его российским коллегой, сегодня испытывает сомнения в отношении Кремля.
Тесный личный контакт между Джорджем Бушем и Владимиром Путиным был одним из достижений первого срока американского президента. Этот контакт объявили прорывом в долгой истории холодной войны, враждебности и подозрительности. После того как Буш и Путин впервые встретились в Словении в 2001 году, последовало знаменитое высказывание Буша о том, как он заглянул в глаза Путина и увидел там душу человека, которому можно доверять.
После терактов 11 сентября 2001 года Путин снискал еще больше доверия Буша, поспособствовав тому, чтобы соседи Афганистана, бывшие советские республики, помогли США свергнуть Талибан и атаковать "Аль-Каиду".
Всего месяц назад сообщалось, что у Буша состоялся теплый телефонный разговор с Путиным, который позвонил поздравить его с победой на выборах. Кроме того, в прошлом месяце Буш и его ближайшие советники по внешней политике выразили благодарность Путину за то, что Россия согласилась на реструктуризацию иракских долгов.
Однако за закрытыми дверями высокопоставленные представители Белого дома и конгресса США, а также дипломаты Госдепартамента все больше разочаровываются в руководстве Путина в связи с целым рядом проблем. Украинский кризис усугубил ситуацию еще больше.
Представители администрации США на условиях анонимности сообщили, что их беспокойство вызвано не только часто упоминаемыми "политическими отступлениями": подходом Москвы к проблеме Чечни, правам человека, политикой в отношении прессы и концентрацией власти в руках Кремля, но и вкрадчивыми дипломатическими и экономическими попытками Москвы восстановить влияние на территории бывшей Российской империи.
Украинский кризис выкристаллизовал тревоги Вашингтона, связанные со стремлением России восстановить влияние в бывшей империи. Представители администрации сказали, что Вашингтон и Москва придерживались противоположных позиций относительно спорных украинских выборов, состоявшихся 21 ноября.
Напряжение может сказаться во время сегодняшней и завтрашней встречи в ОБСЕ, где должны присутствовать госсекретарь США Колин Пауэлл и его российский коллега Сергей Лавров.
Вдобавок к дискомфорту США на государственном уровне было замечено, что российские компании "целенаправленно ведут политику инвестиций в постсоветских республиках, в особенности в энергетическом секторе", говорит один из представителей администрации США. "Это последовательная стратегия усиления влияния в ближнем зарубежье".
Во время обеда с Путиным в прошлом месяце в Сантьяго Буш впервые высказал ему в лицо растущую обеспокоенность в связи с отступлениями российской демократии и очевидными попытками Путина расширить сферу своего влияния. В ответ на это глава России, как говорят, прочел Бушу пространную лекцию о политической истории России, начиная с эпохи советского диктатора Иосифа Сталина.
Белый дом уклоняется от публичных обсуждений отношений между США и Россией, настаивая, что ситуация на Украине не рассматривается через эту призму.
Как говорит один из чиновников администрации, Путин пока еще не перешел опасную черту. Некоторые представители правительства не предвидят никаких изменений в стратегических отношениях, которые США необходимо поддерживать с Россией в связи с войной против террора, ситуацией в Ираке, Афганистане, Иране, Северной Корее, а также в связи с широким кругом экономических вопросов, среди которых самый важный - нефть. Поэтому речь о том, чтобы в следующем году не приглашать Путина на саммит "Большой восьмерки", пока не идет.
Однако не исключено, что возможны "тактические изменения"; на дипломатическом жаргоне это означает, что существуют общие широкие цели, но способы их достижения могут быть модифицированы.
Россия тоже очевидно испытывает некоторое разочарование такого же характера, смешанное с прагматическим желанием сохранить эффективные рабочие отношения.
В конце прошлой недели Путин выступил с завуалированной, но едкой критикой международной политики Буша. Не называя прямо США, Путин заявил, что "попытки перестроить цивилизацию по казарменным принципам однополярного мира" могут оказаться крайне опасными.
Путин добавил, что "диктатура в принципе не в состоянии решить мировые проблемы, даже если преподносится в обертке псевдодемократической фразеологии", она может только усугубить их.
Комментарии Путина свидетельствуют о том, что ситуация с украинскими выборами усилила антиамериканские и антиевропейские настроения во внутренней политике России.
Официальные СМИ, находящиеся в подчинении Путина, вернулись к риторике времен холодной войны и изображают Ющенко, лидера украинской оппозиции, марионеткой в руках Вашингтона и Брюсселя.
Кремлевские политологи говорят об Украине как о поле битвы между Москвой и Вашингтоном. "Если Ющенко станет президентом, то через пару лет Украина вступит в НАТО", - считает близкий к Кремлю политолог Вячеслав Никонов.
Независимые аналитики в России убеждены, что запальчивая риторика Путина на прошлой неделе была предназначена для внутреннего употребления, на деле же он не готов рисковать отношениями с Бушем, составляющими основу его международной политики последних лет.
"Путин преследует двойные цели. С одной стороны, он разжигает антиамериканские настроения внутри страны, но с другой - не хочет портить отношения России с США", - говорит Лилия Шевцова, эксперт из фонда Карнеги. Однако она думает, что Путин не сможет долго усидеть на двух стульях: "В международном плане Путин не готов к изоляционизму, но ситуация внутри страны подталкивает его к этому".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях