Los Angeles Times | 6 декабря 2007 г.
Доклад по Ирану бередит арабские страхи
Джереми Флейшман
Некоторые аналитики полагают, что Тегеран может почувствовать себя вправе вмешиваться в дела Ближнего Востока, но облегчение от того, что шансы американского удара сократились, испытывают лишь немногие
Снижение вероятности американского удара по Ирану меняет динамику ближневосточной политики и вызывает тревогу среди арабов по поводу того, что теперь Тегеран может почувствовать себя вправе укреплять свои вооруженные силы, расширять поддержку исламских радикалов и оказывать большее влияние на проблемные страны региона.
Саудовская Аравия и другие арабские страны высказывались против военной операции с целью прекращения ядерной программы Ирана. Однако, отмечают аналитики, правительства этих стран испытывали облегчение, хотя и не афишировали этого, от того, что угрозы США занимали внимание Тегерана, который раздражал значительную часть арабского мира активным участием в политике Ирака и Ливана и поддержкой радикальной палестинской группировки "Хамас".
Доклад американской разведки, обнародованный на прошлой неделе, в котором говорится о том, что Иран не проводит активной ядерной программы, ослабил международное давление с требованием введения санкций и воодушевил ястребов Исламской Республики.
Это происходит на фоне попыток арабского мира оказать противодействие риторике иранского президента Махмуда Ахмадинежада и влиянию его правительства на президентскую неразбериху в Ливане, политику в Сирии и израильско-палестинский мирный процесс.
Доклад не успокоил страхов арабов по поводу ядерных намерений Ирана и его программы обогащения урана.
В тот же день, когда была обнародована разведывательная оценка США, Ахмадинежад стал первым иранским президентом, принявшим участие в саммите Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива. Эту встречу в Дохе, в Катаре, многие назвали символической вехой, нацеленной на сглаживание десятилетий напряженности между Ираном, где доминируют шииты, и другими нефтедобывающими, преимущественно суннитскими странами региона. Иранский лидер, однако, на встрече не сказал почти ничего, чтобы рассеять подозрения по поводу региональных амбиций своей страны.
Подозрения в том, что Иран стремится доминировать в Персидском заливе, заставили некоторые ближневосточные страны, включая Саудовскую Аравию, которую США считают ведущим арабским голосом, увеличить военные расходы.
"В арабском мире нет доверия к намерениям Ирана, - указывает Кристиан Кох, директор отдела международных исследований в Исследовательском центре Персидского залива в Дубае, ОАЭ. - Существует обеспокоенность по поводу использования Ираном ядерной программы в военных целях. Существует обеспокоенность по поводу влияния Ирана в Ираке, по поводу неразрешенной политической ситуации в Ливане и по поводу диспута" вокруг трех островов в заливе, находящихся под контролем Ирана, но на которые претендуют ОАЭ.
Некоторые в регионе полагают, однако, что американский доклад может смягчить недоверие между Ираном и его соседями и привести к своего рода возобновлению дружеских отношений. Набиль Абдель Фаттах, аналитик Центра политических и стратегических исследований "Аль-Ахрам" в Каире, указывает, что доклад может помочь Тегерану "увеличить раскол" между Вашингтоном и его арабскими союзниками, которые опасались, что, если США атакуют Иран, Тегеран может нанести ответный удар и по ним.
"Доклад дает некоторые гарантии странам залива и, в частности, саудовскому королевству, - говорит Фаттах. - Страны залива знают, что, если США ударят по Ирану, они превратятся в заложников Ирана".
Согласно широко распространенному на Ближнем Востоке взгляду, отказ Ирана уступить администрации Буша был умной политикой, которая, по меньшей мере на данный момент, "реабилитирована" американской разведкой.
Вероятно, это еще больше укрепит имидж Ахмадинежада, популярность которого в арабском мире зиждется на его неповиновении Западу - качестве, которое многие арабы желали бы видеть почаще у собственных лидеров.
В среду в Иране Ахмадинежад, как сообщило государственное новостное агентство, заявил, что доклад американской разведки - это "последний удар" по критикам Ирана с четким смыслом, что "иранский народ идет правильным курсом. Сегодня Иран превратился в ядерную страну, и все страны мира приняли этот факт".
Многие ближневосточные аналитики полагают, что этот доклад сигнализирует о смене подхода Соединенными Штатами, которые отказываются от своего воинственного настроя в отношении Тегерана, не приносившего пользы дипломатическим усилиям и усилиям по содействию продвижению демократии в регионе. Ситуация стала еще более шаткой в связи с иранской политикой балансирования на грани войны и беспокойством арабских стран по поводу провалов американской политики и того, что они считают слабостью Вашингтона. Арабские столицы обвиняют администрацию Буша в продолжении кровопролития в Ираке и в том, что он прождал почти 7 лет, прежде чем активно включиться в попытки разрешить израильско-палестинский конфликт.
"Этот доклад - способ сохранения лица для США. Это ловкий способ для администрации Буша отойти от своей позиции в отношении иранских ядерных вопросов, - заявил Амаль Саад-Горайеб, сотрудник Ближневосточного центра фонда Карнеги в Бейруте. - То, что мы видим, это не изменение в американской стратегии перекройки Ближнего Востока, а скорее смена тактики".
Аналитик Мохаммед Харруб указал в комментарии в иорданской ежедневной газете Al-Rai, что доклад американской разведки "открывает дверь для многочисленных "компромиссов" между Вашингтоном и Тегераном в свете тупиков вокруг горячих точек (Ирак, Ливан и Палестина), которые истощили Вашингтон. Этот тупик оставлял Вашингтон незащищенным и обнаженным с политической, дипломатической, но особенно с военной точки зрения".
В Ливане, например, поддержка Ираном шиитской боевой группировки "Хизбалла" мешала американским и саудовским усилиям по укреплению осаждаемого прозападного премьер-министра Фуада Синьоры. Политические партии страны не могли договориться о президенте на протяжении месяцев, что привело к росту опасений по поводу взрыва межрелигиозного насилия. Проблему усугубляет союзница Ирана Сирия, которая хочет сохранить свое влияние, подрывая положение прозападных кандидатов.
"Нет сомнений в том, что после этого доклада Иран почувствует себя свободнее, - указывает Хабиб Файад, работающий в Бейруте политолог и эксперт по Ирану. - Во-первых, это заставит Москву и Пекин не обращать внимания на призывы к санкциям против Ирана. Будут новые расколы с ЕС вокруг иранской ядерной программы, и это укрепит позицию Ирана на переговорах по Ираку. В Ливане союзники Ирана почувствуют себя увереннее и затребуют более важной политической роли".
Уссама Сафа, директор Ливанского центра политических исследований, заявил, что Тегеран обошел Вашингтон в ливанской политике еще до обнародования нового доклада.
"Доклад американской разведки укрепит репутацию и легитимность Ирана касательно его политики в Ливане. Но Иран уже держит в руках все карты в Ливане и должен прижимать эти карты крепко к груди, чтобы добиться новых геополитических целей, - отметил Сафа. - Иран и так портит ситуацию в Ливане и продолжит играть эту роль".
В среду арабские СМИ дали озлобленные редакционные статьи и комментарии по поводу предупреждения президента Буша в октябре, что ядерные амбиции Ирана могут разжечь третью мировую войну - перспектива, которой противоречит разведывательная оценка.
"Доктору Стрейнджлаву нужен новый сценарий (имеется в виду фильм Стэнли Кубрика "Доктор Стрейнджлав, или Как я перестал бояться и полюбил бомбу". - Прим. ред.), - указал Том Клиффорд, зам выпускающего редактора газеты Gulf News, издающейся в Дубае, говоря о Буше и докладе разведки. - Даже Буш должен понимать, что он влип в такую заваруху в Ираке, что атаковать Иран было бы наивысшим проявлением недальновидности, самонадеянности и чистой глупости".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях