Corriere della Sera | 6 июня 2003 г.
Эхуд Барак: "Поможем Абу Мазену выйти из тени Ясира"
Лоренцо Кремонези
"Изолируйте Арафата!" - восклицает Эхуд Барак. Экс-премьер Израиля со страхом и надеждой следил за встречами в Акабе. Он отвечает на вопросы, исходя из своего опыта после провала саммита с Ясиром Арафатом в Кэмп-Дэвиде в июле 2000 года. Провал этой встречи в верхах привел к началу второй интифады, а затем к падению правительства Барака и завершению процесса мирного урегулирования в том виде, в каком он развивался после подписания соглашений в Осло в 1993 году. Сегодня Барак предлагает рецепт того, как избежать катастрофы: "Необходимо, чтобы все международное сообщество помогло Абу Мазену освободиться от Арафата, лишь после этого Шарон может доверять ему настолько, чтобы можно было приступить к ликвидации еврейских поселений на оккупированных территориях.
- Как вы оцениваете итоги саммита в Акабе?
- Это шаг вперед. Но финишная черта еще очень далеко. Я могу сказать, что я в большей степени оптимист. Тот, кто знаком с Ближним Востоком, знает, что первый признак делимости на девять проявляется не в принципиальных заявлениях, а в их реальном воплощении. У меня вызывают надежду три момента: Абу Мазен, как кажется, понял, что Израиль нельзя победить при помощи террора; Шарон осознает границы силы и знает, что невозможно все время диктовать свою волю другому народу; Буш со своей активностью демонстрирует, что не хочет навязывать переговоры через дистанционный пульт управления.
- Ваше мнение об Абу Мазене?
- Я отдаю предпочтение ему, а не Арафату. Мне кажется, что ему можно доверять. Но я не могу судить о том, сумеет ли он противостоять давлению изнутри.
- Что вы имеете в виду?
- Арафат уже исчерпал свою историческую роль, когда отказался от моих мирных предложений в Кэмп-Дэвиде, выдвинутых при посредничестве Клинтона. Сегодня Арафат стал основным препятствием на пути к миру. Он сделает все возможное, чтобы бойкотировать мирный процесс, чтобы воспрепятствовать достижению мира. Он не может поступить иначе, если не хочет поставить под удар свое лидерство в палестинском руководстве. Потому что, если Абу Мазену удастся договориться с Израилем, палестинцы спросят у Арафата: "Как удалось Абу Мазену сделать то, что не получилось у тебя? За что отдали свои жизни 2000 палестинцев и 700 израильтян?"
- Как выйти из этой ситуации?
- Изолировать Арафата. Прежде всего, европейцы должны прекратить поддерживать его. Следует понять, что каждый визит, любая встреча с иностранным политиком или дипломатом будет использована Арафатом для узаконивания своей политической роли, для углубления возможных разногласий между Европой и Америкой.
- Какие параллели существуют между Кэмп-Дэвидом и Акабой?
- Прежде всего, разногласия. Арафат тогда был прекрасным примером знаменитой фразы нашего министра иностранных дел времен 6-дневной войны, Аббы Эбана, по словам которого арабы не упускали ни одного момента, чтобы упустить момент. Если бы у Арафата было такое же влияние, как у короля Иордании Хусейна или президента Египта Анвара Садата, мир был бы уже давно заключен.
- Что изменилось после войны в Ираке?
- Изменения на Ближнем Востоке произошли после терактов 11 сентября 2001 года, приведших к началу борьбы с терроризмом. И Саддам стал самой известной жертвой этой борьбы.
- В течение последних 15 лет Шарон был великим архитектором еврейской колонизации на Западном берегу реки Иордан и в секторе Газа. Он сможет ликвидировать поселения?
- Это очень важный вопрос. Но мы сможем на него ответить лишь после того, как палестинцы покончат с терроризмом.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях