InoPressa: тема дня | 6 сентября 2011 г.
Турция - новый враг Израиля?
Обзор прессы
Турция, бывшая единственным надежным партнером Израиля в мусульманском мире, хлопнула дверью, выслав израильского посла, заморозив военное сотрудничество и пригрозив военным соглашением с революционным Египтом. Поводом послужил отказ Израиля извиняться за штурм турецкой флотилии, направлявшейся в Газу, - на деле Анкара боится утратить лидирующие позиции в арабском мире и превращает конфликт с Израилем в политический инструмент, пишут СМИ.
"В 1949 году Турция стала первой страной с мусульманским большинством, признавшей новое государство Израиль. К концу 1990-х две страны состояли в тесном сотрудничестве по военным и разведывательным вопросам. Но за последние три года трения неуклонно подменяют собой дружбу. Кульминацией этой тенденции стало объявление Турцией на прошлой неделе о резком спаде в дипломатических отношениях и о приостановке военных связей", - пишет Financial Times в редакционной статье.
FT рекомендует правительству Израиля пересмотреть свой отказ извиниться за гибель восьми турок и американца турецкого происхождения во время прошлогоднего рейда против флотилии, направлявшейся в сектор Газа, и признать, что блокада сектора Газа несостоятельна в качестве долгосрочной политики. "В свою очередь, Турция не способствует улучшению положения, называя доклад ООН по флотилии "не имеющим силы", - указывает издание. - Каждая из сторон должна помнить, что ее самым решительным конкурентом на влияние в регионе является Иран. Ни одна из них выиграет, если Иран в конечном итоге станет победителем".
Доклад ООН по расследованию прошлогоднего инцидента, когда израильские десантники высадились на борт турецкого парома "Мави Мармара", The Wall Street Journal называет "новостью из разряда "Человек покусал собаку": комиссия ООН в основном реабилитировала израильскую сторону. "Но, увы, есть и новость из разряда "Собака покусала человека": в ответ на доклад ООН правительство Турции отозвало своего посла из Тель-Авива и выслало израильского посла из Анкары", - продолжает издание.
На взгляд издания, комиссия под руководством Джеффри Палмера подтверждает мнение, что группа активистов исламистской организации IHH "фактически контролировала судно в плавании и не досматривалась службами безопасности" при посадке в Стамбуле. "В глазах комиссии очевидно, что некоторые пассажиры "Мави Мармара" с большим упреждением готовились оказать насильственное сопротивление всем попыткам высадиться на судне", - говорится в документе. "Попросту говоря, организаторы флотилии рвались в драку, которую позднее объявили доказательством преступных действий Израиля", - пишет газета. По данным издания, Израиль приложил все силы, чтобы предотвратить такой конфликт. "Жаль лишь, что в докладе предприняты вялые попытки соблюсти баланс - израильских солдат упрекают за их поведение в разгар боя с десятками бандитов, вооруженных железными прутьями, цепями, ножами и, вероятно, огнестрельным оружием (поскольку двое израильских десантников получили пулевые ранения)", - говорится в статье.
Доклад Палмера вновь напоминает, что Израиль не мог не отвергнуть требования Турции, выдвинутые после инцидента, заключает американское издание.
Турция опасается утратить лидирующие позиции в арабском мире и превращает конфликт с Израилем в инструмент для достижения своих целей, пишет обозреватель Die Welt, назвав свой комментарий "Эскалация абсурдного конфликта". Самым завораживающим в "арабском весне", по мнению автора материала, было то равнодушие, с которым сторонники движения за свободу и демократию относились к традиционным для региона антиизраильским клише. Арабская молодежь, выступавшая за новые ценности, казалось, не придавала никакого значения терзающему Ближний Восток на протяжении последних десятилетий конфликту с Израилем. Турция, похоже, хочет все изменить: в последние дни она усиленно делает ставку на эскалацию конфликта с Израилем, говорится в статье.
"С 2009 года Турция планомерно выстраивала доверительные отношения с деспотами региона, чтобы подвести основу под свои тщеславные политико-экономические планы", пишет автор, и курс на конфронтацию с Израилем "прибавлял очков как среди турецких избирателей, так и в арабо-мусульманском мире в целом. Апогеем этой политики стала неудачная попытка прорвать блокаду сектора Газа в конце мая 2010 года". Все это было до "арабской весны", подчеркивает обозреватель. Когда же арабские народы начали вставать с колен, Турция осознала, что может потерять все, чего она добилась заигрыванием с диктаторами. Теперь Анкара ставит задачу наладить отношения с жертвами деспотов. Однако излюбленный ход турецких властей - провозглашать ислам объединяющей силой братских народов Ближнего Востока - похоже, не работает с революционерами, выпады в адрес Израиля, видимо, им тоже не особенно интересны. Им ближе европейские ценности - такие, как свобода, равенство возможностей и благосостояние.
"Турция и ЕС пытаются завлечь восставшую арабскую молодежь во многом схожими обещаниями: торговля, освобождение от таможенного бремени, экономическое сотрудничество. Преимущество турок заключается в том, что они выдвигают меньше требований в отношении демократических преобразований, закрывают глаза на коррупцию и не слишком боятся мигрантов. Преимущество ЕС - возможность предложить больше денег, шансов, технологий, прогресса и престижа. Чтобы выгодно отличаться от европейцев, Анкара, похоже, выбрала самый короткий путь: придать конфликту с Израилем взрывоопасный градус". Подходящая возможность не заставит себя ждать: в конце сентября в ООН пройдет голосование по новому статусу Палестины, напоминает журналист. Давотоглу уже заявил о том, что это будет "крайним сроком" для Израиля согласиться на требования Анкары о прекращении блокады сектора Газа, принести официальные извинения за произошедшее в мае 2010 года и выплатить компенсации семьям погибших.
Турция, бывшая единственным надежным партнером Израиля в мусульманском мире, хлопнула дверью у него перед носом, выслав израильского посла, заморозив военное сотрудничество и заявив о намерении подписать военное соглашение с революционным Египтом. Как отмечает Le Temps, "в этой ссоре нет ничего смешного: на самом деле речь идет о пересмотре стратегического альянса в регионе, захваченном, кроме всего прочего, демократической волной".
В 1981 году, когда Израиль принял закон об аннексии Восточного Иерусалима, между двумя странами уже происходил разрыв отношений и для нормализации потребовалось целое десятилетие. "Однако теперь времена изменились, - констатирует автор материала: - Турция исламиста Эрдогана - уже не та, что при военных, стоявших на страже светскости и сформированных холодной войной. Кроме того, "арабская весна" изменила всю расстановку сил в регионе. Во враждебном окружении Израиль до сих пор мог рассчитывать на то, что его противники - стабильные и предсказуемые. Но Мубарак, Бен Али и Каддафи пали, судьба Асада представляется все более неопределенной, и сегодня уже недостаточно размахивать иранским пугалом, чтобы отвлечь внимание или обеспечить себе поддержку так называемых умеренных арабских стран. Самое время Израилю адаптироваться к новой данности арабских и мусульманских народов, которые все с большей силой станут поддерживать признание палестинского государства. Иначе Израиль обречен на изоляцию, на этот раз - настоящую", - резюмирует издание.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях