Berliner Zeitung | 6 апреля 2000 г.
Правительство Германии стоит перед сложным выбором
Кристиан Швагерль
Еще до июльского саммита Большой семерки правительство Германии должно принять решение о возможности экспорта в Россию оборудования с нефункционирующего предприятия по производству ядерного топлива в немецком городе Ханау. В положительном решении этого вопроса заинтересованы и Россия, и США, однако в самой Германии его продвижение сталкивается с серьезным сопротивлением экологических организаций и партии ?зеленых?, выступающих против использования АЭС. Пойдет ли немецкое правительство наперекор желанию супердержав?
Немецкое оборудование предполагается использовать для переработки военного плутония, полученного после демонтажа российского ядерного оружия. Весь комплект оборудования из Ханау (федеральная земля Гессен) должен быть перевезен на Урал, где в топливо для АЭС предполагается превратить 33 тонны чистого плутония. Предприятие ?Сименса? в Ханау не эксплуатируется с 1995 г. Не последнюю роль в принятии этого решения сыграл бывший министр охраны окружающей среды земли Гессен Йошка Фишер, сейчас - он министр иностранных дел Германии. Для России было бы значительно выгоднее импортировать такое оборудование, чем производить его самостоятельно.
?Германия весьма заинтересована в том, чтобы военный плутоний был переработан до безопасного состояния?, - говорит пресс-секретарь министра иностранных дел Йошки Фишера. И действительно, плутоний, переработанный в топливные стержни для реакторов АЭС, будет защищен от посягательств террористов, жаждущих денег ученых и диктаторов.
Однако цена такого решения высока. Дело в том, что ?мирный плутоний? подразумевает функционирование АЭС, против которого всегда выступала правящая коалиция в Германии - социал-демократы и ?зеленые?. Русские со своей стороны, уже, видимо посчитали, сколько денег они могут заработать на разоружении. Готовое топливо Москва планирует по рыночной цене продавать в Западной Европе. В роли потенциальных покупателей выступают также Япония, Северная Корея и Китай.
В марте на съезде партии ?зеленых? Йошка Фишер призвал своих соратников предлагать ?творческие решения? этой острой проблемы. Министр иностранных дел опасается резкой реакции противников использования АЭС. И не напрасно: топлива, полученного при переработке 33 тонн военного плутония, хватит, чтобы обеспечить функционирование всех немецких АЭС вместе взятых еще в течение 8 лет.
Одно из возможных ?творческих решений? Фишер не упомянул. Дело в том, что переработке военного плутония в атомное топливо существует техническая альтернатива: обычное захоронение. Плутоний может быть переработан вместе с керамическими материалами и обычными атомными отходами. В таком виде он может храниться как на поверхности земли, так и под землей. Любой вор за несколько минут получил бы смертельную дозу излучения. Эта технология была разработана учеными из США.
В 2008 г. в Южной Каролине вступит в строй установка по реализации этой технологии, так как такое захоронение предусмотрено российско-американской программой разоружения, в связи с тем, что часть военного плутония нельзя использовать для производства ядерного топлива из-за его недостаточно высокого качества. По соглашению, каждая сторона должна ?обезопасить? 34 тонны высвобожденного плутония, из которых США предполагают непосредственно захоронить 9 тонн, а Россия - одну. Это означает, что такая же установка в любом случае должна быть создана и в России.
Итак, чисто теоретически существует возможность осуществлять процесс разоружения, не содействуя в то же время развитию атомной энергетики: вместо того, чтобы делать из военного плутония топливо для АЭС, его можно полностью захоронить.
Почему же правительство не делает выбор в пользу этого решения? Дело в том, что оно означает вмешательство в атомную политику супердержав. Россия и США считают плутоний ценным стратегическим сырьем, а не мусором. Канцлер Шрёдер должен будет апеллировать к философии разоружения и искать необходимую компенсацию для Москвы.
Принятие решения затрудняется также в связи с тем, что и в министерстве иностранных дел Германии тоже есть сторонники ?атомного бизнеса?, и поэтому все деньги, которые выделялись на изучение этой проблемы, до сих пор направлялись исключительно на разработку варианта, связанного с производством атомного топлива. Даже самое последнее исследование, сделанное по заказу правительства Германии, вообще не рассматривает альтернативный вариант с захоронением отходов. Один из экспертов правительства концерн ?Сименс? - сторона заинтересованная: менеджеры концерна на экспорте оборудования в Россию надеются получить 1,1 млрд. марок.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях