Libération | 6 апреля 2000 г.
Чечня: отступление Мэри Робинсон
Пьер Азан
Она больше не требует проведения международного расследования по репрессиям в Чечне.
Униженная отказом в ответ на просьбу посетить фильтрационные лагеря, лишенная возможности встретиться с Владимиром Путиным, Верховный комиссар ООН по правам человека Мэри Робинсон не сложила оружия после ужасного приема в Москве. Она выступила перед комиссией по правам человека, где дипломаты тщательно исследовали каждую запятую ее доклада, и заявила "об избиениях, массовых казнях, актах насилия, грабежах и массированных бомбардировках густонаселенных жилых районов", совершенных российскими войсками в Чечне. Обо всем этом ей рассказали очевидцы. В соответствии с международным законодательством, акты, изложенные в докладе, расцениваются как военные преступления и преступления против человечества.
Все началось с инициативы бывшего президента Ирландии. 16 февраля она потребовала направления в Чечню международных наблюдателей и выдвинула идею создания комиссии для международного расследования, что привело в ярость российское правительство. Перед лицом враждебного отношения со стороны Москвы, заявлявшей о "неприемлемости вмешательства" во внутренние дела России, Мэри Робинсон сочла правильным отступить: вчера она уже больше не требовала создания не только международной, но и российской комиссии по расследованию в Чечне. Это вызвало непонимание со стороны некоторых неправительственных организаций, увидевших в данном поступке ничем не оправданное отступление. Эти организации сомневаются в том, что российская комиссия по расследованию может быть независимой.
Мэри Робинсон, видимо, решила не наносить фронтальный удар России, а в официальном порядке передать комиссии по правам человека все собранные ею документы. Тем самым, на этот орган, считающийся "совестью" международного сообщества, возлагается вся ответственность. Мэри Робинсон также предложила направить в Чечню для "более глубокого изучения фактов" специальных представителей ООН, которые бы подготовили доклады о массовых казнях и о перемещенных лицах. Она напомнила о том, что в Восточном Тиморе работали две комиссии по расследованию: одна - национальная и вторая - международная.
Теперь в игру должна вступить комиссия по правам человека, то есть - западные страны. Далеко неблагополучные в отношении соблюдения прав человека мусульманские государства не имеют никакого желания выступать против Москвы, способной нанести ответный удар. Для правительств западных стран вопрос заключается в том, как осудить неприемлемых действий, не нанеся при этом лобового удара по партнеру, без которого нельзя обойтись? Поэтому, Комиссия может поступить так же, как в период первой чеченской войны 1996 года: тогда председатель комиссии по правам человека выступил с заявлением о непропорциональном применении силы российской стороной. Но это не смогло помешать тому, что началось четыре года спустя.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях