Статьи по дате

The Washington Post | 6 апреля 2005 г.

Третий визит Дилэя - в центре пристального внимания

Джеффри Смит и Джеймс В. Грималди

Визит конгрессмена в Россию в 1997 году предположительно финансировался представителями бизнеса

Шестидневный визит в Москву в 1997 году Тома Дилэя (республиканец, Техас), тогда партийного организатора в палате представителей конгресса США, был организован при поддержке деловых кругов, лоббировавших интересы российского правительства. Об этом сообщили четыре человека, из первых рук знающих об организации визита.

Дилэй сообщил, что его путешествие спонсировалось вашингтонской некоммерческой организацией. Однако беседы с теми, кто участвовал в планировании его визита в Москву, показали, что расходы покрывались загадочной компанией, зарегистрированной на Багамах, которая также заплатила за интенсивную лоббистскую кампанию 440 тыс. долларов.

Доподлинно неизвестно, как деньги переводились из зарегистрированной на Багамах компании в некоммерческую организацию.

Тур Дилэя и четырех его сотрудников в Россию стоил 57238 долларов, если верить сведениям, поданным его канцелярией. Во время своего шестидневного визита в Москву он играл в гольф, встречался с лидерами РПЦ и побеседовал с премьер-министром Виктором Черномырдиным, другом руководителей российских нефтегазовых предприятий, которые предположительно предпринимали лоббистские усилия.

Кроме того, Дилэй обедал с российскими бизнесменами и двумя зарегистрированными в Вашингтоне лоббистами багамской компании, утверждают источники. Одним из этих лоббистов был Джек Абрамофф, в отношении которого сейчас ведется федеральное расследование по фактам "торговли влиянием" и коррупции в связи с тем, что он представлял интересы индейских племен.

Члены палаты представителей конгресса США несут ответственность за предоставление гарантий того, что спонсоры их передвижений не являются прикрытием для зарегистрированных лоббистов или интересов иностранных правительств, указывают эксперты-правоведы. Этические правила палаты представителей запрещают принимать компенсацию расходов от зарегистрированных лоббистов и иностранных агентов.

В данном случае деньги на путешествие поступили не напрямую от лоббистов; средства поступили от фирмы Chelsea Commercial Enterprises Ltd., которая финансировала лоббистскую кампанию, сообщают источники. Chelsea координировала усилия с российской нефтегазовой компанией "Нафтасиб", которая имеет деловые связи с российскими службами безопасности.

Помощники Дилэя, который сейчас является лидером республиканского большинства, заявили, что, несмотря на встречу с зарегистрированными лоббистами в Москве, Дилэй был уверен, что его визит финансирует некоммерческая организация "Национальный центр исследований общественной политики" (National Center for Public Policy Research), причем из собственных средств. Предположения о другом источнике средств зазвучали в прессе только в последние несколько недель.

"Визит был инициирован "Национальным центром", - заявил представитель Дилэя Дэн Аллен. - Они его организовали, спланировали и заплатили за него".

Однако источники, знакомые с путешествием, указывают, что идею об организации тура выдвинул Абрамофф, действовавший от имени своего связанного с Россией клиента, Chelsea.

Вопросы о трех путешествиях

Визит в Москву в 1997 году стал третьим зарубежным визитом Дилэя, который в последние недели оказался в фокусе внимания из-за новых заявлений информированных лиц о том, что его передвижения напрямую или косвенно финансировались зарегистрированными лоббистами или иностранным агентом.

СМИ обратили внимание на путешествия Дилэя в прошлом месяце, после того как The Washington Post сообщила о посещении Дилэем Лондона и Шотландии в 2000 году. Этот тур стоил 70 тыс. долларов, и, по информации источников, отчасти финансировался индейским племенем и компанией игорного бизнеса. Несколькими днями ранее СМИ сообщили о визите в 2001 году Дилэя в Южную Корею стоимостью 106921 доллар, который финансировался компанией, свободной от налогов; эта фирма была создана лоббистом от имени корейского бизнесмена.

18 марта Дилэй назвал критику в свой адрес по поводу его поездок и тесных связей с лоббистами продуктом заговора, нацеленного на "уничтожение консервативного движения" путем атак на его лидеров, таких как он.

Все три зарубежных визита имеют общие элементы. Спонсор московского визита, Национальный центр исследований общественной политики, базирующийся на Капитолийском холме, также спонсировал позднее и визит в Лондон. Национальный центр - это консервативная организация, которая принимает корпоративные и индивидуальные пожертвования, а также пожертвования фондов.

Абрамофф не просто присоединился к Дилэю в Москве, но и помог ему организовать последующий визит в Лондон. Кроме того, Абрамофф подал доклад о расходах, в котором сообщается, что он оплатил часть счетов Дилэя в отеле в Лондоне. The Washington Post удалось получить копию этого документа.

Эдвин Эй. Бакхэм, который был главой канцелярии Дилэя в 1997 году, а затем стал вашингтонским лоббистом крупных корпораций, принимал участие в двух из трех путешествий. В 1997 году он дважды побывал в Москве - один раз с Дилэем. После одного из этих визитов он возвратился через Париж на борту самолета Concorde с билетом, который был оплачен Национальным центром, - он сам сообщил об этом агентству Associated Press в 1998 году.

Кроме того, Бакхем сопровождал Дилэя в Корею. Он не ответил на запросы, отправленные ему The Post.

Выяснение происхождения источников финансирования московского путешествия осложняется вопросами о собственности и происхождении Chelsea - загадочной багамской компании, финансировавшей лоббистские усилия в пользу российского правительства, которое обрабатывало республиканцев в Вашингтоне в 1997 и 1998 годах. Работавшие в этом направлении люди также готовили и координировали московский визит Дилэя.

В тот период известные российские бизнесмены, а также российское правительство сильно зависели от потока миллиардов долларов ежегодной западной помощи и имели обоснованные причины наводить мосты в конгрессе. Республиканцы палаты представителей все чаще критиковали США и международные кредитные учреждения, такие как Корпорация частных внешних инвестиций (Overseas Private Investment Corporation - OPIC, правительственная организация в США, оказывающая содействие частным лицам, заинтересованным в инвестициях в экономику развивающихся стран. - Прим. ред.) и Международный валютный фонд, которые в то время активно инвестировали в хрупкую экономику России.

В отличие от некоторых консерваторов конгресса, которые презрительно называют такую поддержку "корпоративной благотворительностью", в тот период Дилэй голосовал за институты, поддерживавшие Россию. Например, в 1998 году он поддержал законопроект, который оговаривал пополнение фонда МВФ в миллиарды долларов, использовавшихся для восстановления российской экономики.

Помощник Дилэя заявил, что тот пытался реформировать эти институты путем законодательного процесса. Дилэй голосовал за финансирование этих агентств, потому что их финансирование, как правило, включалось в финансовые ассигнования, которые он обычно поддерживал, указал помощник. Также он отметил, что OPIC пользовалась мощной поддержкой энергетической индустрии, включая компании из Техаса, которые получали деньги от OPIС.

Встречи в Москве

Российская кампания подкрепляется сведениями, предоставленными лоббистами палаты представителей. Эти сведения включают данные о том, что Chelsea (адрес которой значится то как почтовый адрес на британском острове Джерси, налоговом рае недалеко от французского побережья, то как адрес юридической фирмы на Багамах), заплатила по крайней мере 440 тыс. долларов за лоббирование, нацеленное на то, чтобы получить "поддержку политики российского правительства по проведению прогрессивных рыночных реформ и торговле с США". Об этом говорится в регистрационных документах лоббистов.

Средства собирались в вашингтонских офисах двух фирм. Preston Gates Ellis and Rouvelas Meeds LLP, где тогда работал Абрамофф, получила 260 тыс. долларов в 1997 и менее 10 тыс. в 1998 году. Cadwalader Wickersham and Taft LLP получила 180 тыс. долларов в 1997 году и получала в пределах 10 тыс. долларов ежегодно на протяжении следующих трех лет. Среди зарегистрированных мишеней лоббирования были члены палаты представителей и сената и чиновники Госдепартамента, а также Агентство международного развития (Agency for International Development - созданное в 1961 году, это правительственное агентство США осуществляет экономическое содействие развивающимся странам. - Прим. ред.)

"Одной из функций лоббирования было настроить американских высокопоставленных политиков на посещение России и на то, чтобы они больше узнали о России", - сообщила в электронном письме Эллен Левинсон, лоббист. Тогда она работала над делом Chelsea в Cadwalader.

По ее словам, Preston Gates использовал свои "контакты с политическими институтами и канцеляриями в конгрессе" для организации этих путешествий. В письменном заявлении Preston Gates заявил, что не собирается комментировать свою работу с клиентами.

В докладной Cadwalader от 6 мая 1997 года Левинсон называет это путешествие Дилэя шестым, организованным в том году в рамках лоббистских усилий. Остальные - это посещение Москвы другими американскими чиновниками в конце того же месяца и визит в Москву экспертов "аналитических структур" в июне. Копия этого документа также была отправлена г-ну Абрамофф.

Всего в этих путешествиях приняли участие 6 членов двух лоббистских фирм, как сообщили причастные к ним лица. Левинсон и два лоббиста Preston Gates были членами группы, приехавшей в Москву после Дилэя.

Во время третьего визита лоббист Cadwalader Джулиус "Джей" Каплан присоединился к Дилэю и Абрамофф во время обеда в Москве.

Нарушая традиционную практику конгрессменов, путешествующих за границей, Дилэй не связывался заранее с Госдепартаментом и не встречался с чиновниками американского посольства в Москве, чтобы подготовить свою встречу с Черномырдиным, утверждает представительница Госдепартамента, которая опросила 10 сотрудников посольства, которые тогда несли ответственность за содействие организации визитов конгрессменов.

Аллен, представитель Дилэя, заявил, что с Госдепартаментом не связывались, ибо "за организацию визита нес ответственность Национальный центр, включая назначение встреч. Кроме того, члены конгресса не обязаны встречаться с лидерами из других стран в присутствии представителей Госдепартамента".

В прошлом месяце Эми Райденур, директор Национального центра, опубликовала заявление на сайте своей организации в ответ на вопросы о путешествии Дилэя в Россию. В этом заявлении говорилось, что Центр сам "спонсировал и оплатил" все расходы, связанные с туром. Райденур и ее муж тоже принимали участие в этом визите.

Однако человек, близкий к планированию визита, заявил, что идею организации такого визита предложил Национальному центру Абрамофф, который уже давно близок с Дилэем, и он это сделал от имени Каплана и его клиента, Chelsea. Этот человек сообщил, что расходы Центра, в свою очередь, покрывались средствами с "американского доверительного счета, связанного с юридической фирмой", название которой этот человек отказался указать.

Каплан попросил, чтобы в этой статье его не цитировали. Однако другой человек, обладающий точными сведениями о подготовке визита, заявил, что деньги Национальному центру на оплату путешествия дала компания Chelsea, в штате которой работали вашингтонские лоббисты.

Этот человек, который говорил на условиях анонимности, чтобы защитить свои деловые интересы, добавил: "Я не видел в этом ничего дурного. Все эти фонды получают откуда-то деньги и выделяют их на что-либо". Более того, источник отметил: "Тогда бизнес по-русски делался именно так - переводом денег из одной фирмы в другую".

Кто финансировал путешествие?

Вопрос таков: кто стоял за Chelsea и в конечном итоге финансировал путешествие? Постоянный офис фирмы найти не удалось - ни в Москве, ни по двум другим указанным адресам. Регистрация на Багамах закончилась в 2000 году, сообщили тамошние чиновники. Усилия The Washington Post по поиску трех человек - бельгийца, британца и россиянина, указанных в регистрациях лоббистов в качестве инвесторов Chelsea или владельцев лоббистских структур, успехом не увенчались.

Представительница Cadwalader, Паула Зирински, сообщила, что фирма не имеет контактной информации лиц из Chelsea, потому что "люди, которые работали по этому делу, уже не работают в фирме с 1997 года". Джонатан Бланк, партнер-распорядитель вашингтонского представительства Preston Gates, тоже заявил, что его фирма не располагает контактной информацией Chelsea.

В беседах, однако, пять человек, из первых рук знающих о лоббистских усилиях, назвали глав диверсифицированной российской энергетической фирмы "Нафтасиб" как непосредственных участников лоббирования.

"Нафтасиб", интересы которой сосредоточены в угольном, нефтяном и газовом секторах, а также в строительных и других предприятиях, и представительство которой расположено в четырехэтажном непримечательном здании в деловой части Москвы, утверждает, что "Нафтасиб" - отдельная от Chelsea компания, однако признает, что пыталась найти друзей в Вашингтоне в 1997 году.

В письменном заявлении в пятницу в ответ на вопросы The Washington Post Марина Невская, заместитель генерального менеджера "Нафтасиб", пояснила, что ее фирма "хотела содействовать лучшему пониманию между нашей страной и Соединенными Штатами и считала, что, если эти путешествия будут успешными, они будут содействовать улучшению климата, что в итоге может пойти на пользу и "Нафтасиб", и другим российским предприятиям".

Невская заявила, что ее компания "не финансировала" путешествие Дилэя или других лиц, упоминаемых в документе Левинсон. Однако она сообщила, что "Нафтасиб" устраивала и оплачивала "часть обедов для участников некоторых этих туров, организовала несколько других особых мероприятий и, возможно, оказывала другие мелкие знаки вежливости, такие как развоз на автомобилях некоторых гостей во время одного или нескольких визитов".

Она также признала, что компания давала рекомендации по логистике визитов до того, как они имели место, и встречалась с участниками визитов. Невская деталями не поделилась, однако лица, участвовавшие в организации визита Дилэя, сообщили, что Дилэй встречался с Невской, а по Москве его возил генеральный менеджер "Нафтасиб" Александр Кулаковский. Позднее Дилэй встретился с Невской и Кулаковским в Вашингтоне.

Во время июньского визита в Москву в 1997 году экспертов "аналитических структур" у нескольких участников, по их словам, сложилось впечатление, что его организатором была компания Preston Gates, спонсором - "Нафтасиб", и что путешествие было "пробным прогоном" перед визитом Дилэя.

"Он состоялся через "Национальный центр" или под его эгидой", - сообщил Барт Адамс, журналист из Северной Каролины, участник тура, однако тут же добавил, что припоминает, как слышал, что "деньги поступают от российской нефтяной компании".

Дэвид Лоу, чиновник из "Национального фонда за демократию" (National Endowment for Democracy), говорит, что принять участие в туре его пригласила фирма Preston Gates. Бывший советник сената Джеймс П. Льюсер, который также принимал участие в туре, сообщил, что руководители "Нафтасиб" играли такую большую роль, что, казалось, они были "клиентами Preston Gates", однако фирма это утверждение отрицает. "Конечной целью были американские инвестиции или связи, - заявил третий участник путешествия, - позднее планировалось привезти и других конгрессменов".

Публицист, который работает у адвоката Абрамофф Эбба Дэвида Лоуелла, говорит, что Абрамофф лоббировал интересы Chelsea, а не "Нафтасиб". Публицист заявил, что Абрамофф стремился углубить "понимание России у американских лиц, принимающих решения, и это хорошо для Америки".

Усилия руководства "Нафтасиб", нацеленные на то, чтобы подлизаться к республиканцам, включая Дилэя, посеяли противоречия среди консерваторов. Журнал, издающийся вашингтонским Советом по американской внешней политике (American Foreign Policy Council), сообщил через несколько дней после возвращения Дилэя, что этот тур на самом деле спонсировался "Нафтасиб". Журнал, который называется Russian Reform Monitor, также осветил тесные связи "Нафтасиб" с российскими службами безопасности.

Журнал ссылался на рекламные материалы "Нафтасиб", в которых фирму называли крупным акционером "Газпрома", подконтрольной государству нефтегазовой монополии. Также там сообщалось, что крупными клиентами "Нафтасиб" являются министры обороны и внутренних дел и что Невская является инструктором в школе офицеров российской военной разведки. Сама Невская отказалась прокомментировать эти утверждения.

Стив Биган, который тогда был старшим экспертом по России в комитете сената по международным делам, а позднее служил исполнительным секретарем совета национальной безопасности во время первого срока президента Буша, заявил, что он сознательно заблокировал встречу с Джессом Хелмсом, председателем комитета, которой активно добивалась Невская.

"Они были клиентом лоббистской фирмы Preston Gates, - указал Биган, который сейчас является вице-президентом Ford Motor Co. по международным правительственным связям. - Я сделал несколько звонков и получил достаточно предупреждений о том, чтобы Хелмс не имел дела с этой фирмой".

Биган заявил, что информация, которую он получил от своих источников, "не выдержала бы проверки в суде", однако тогда он беспокоился, что "множество сомнительных фигур из России деньгами прокладывали себе путь к встречам и совместным фотографиям, чтобы повестить их у себя на стене по возвращении в Москву".

"У меня были сомнения, и никто ничего не сделал для того, чтобы рассеять их, - отмечает Биган. - Я не знаю, были ли они оправданны".

Бланк, партнер-распорядитель Preston Gates, указал в письменном заявлении: "Chelsea была нашим единственным клиентом. "Нафтасиб" не был нашим клиентом. Мы работали с представителями "Нафтасиб" тогда, когда их интересы совпадали с интересами нашего клиента". Бланк добавил: "Мы уверены, что лица, до сих пор работающие в фирме и работавшие в то время, действовали этично, корректно и в интересах клиента".

Абрамофф покинул Preston Gates в конце 2000 года.

Источник: The Washington Post


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru