Статьи по дате

The Independent | 6 апреля 2006 г.

Хелен и Сильвия, новое лицо терроризма

Найджел Моррис и Джонатан Браун

Двум пожилым дамам из Йоркшира грозит по году тюрьмы - они стали первыми, кого арестовали по новому закону о борьбе с терроризмом.

68-летнюю Хелен Джон и 62-летнюю Сильвию Бойез, участниц маршей протеста у авиабазы Greenham Common 25-летней давности, арестовали в субботу, чтобы продемонстрировать изменения в законодательстве. По мнению правозащитных организаций, эти изменения подрывают свободу слова и еще больше ограничивают право на мирные демонстрации.

По закону, вступившему в силу на прошлой неделе, участников демонстраций, ворвавшихся на одну из 10 военных баз на территории Британии, будут считать потенциальными террористами и наказывать годом тюрьмы или штрафом в 5 тыс. фунтов.

Вчера общественные организации выразили свое возмущение новым законом, назвав его новой драконовской мерой, с помощью которой министр внутренних дел Чарльз Кларк ограничивает законное право на демонстрации протеста под видом войны с терроризмом. В октябре прошлого года одной из участниц демонстрации протеста на Уайтхолле вынесли обвинительный приговор лишь за то, что она зачитала список британских солдат, убитых в Ираке. На сентябрьском съезде лейбористов правительство оказалось в неловком положении, когда Уолтер Вольфганг, ветеран борьбы за мир, переживший нацизм, был задержан за то, что прерывал выкриками Джека Стро.

Бабушек Джон и Бойез, у которых на двоих 10 внуков, держали в полицейском участке министерства обороны после того, как они прошли 15 футов по запретной полосе на американской военной базе в Северном Йоркшире. Их продержали 12 часов и отпустили под поручительство полиции. Им предстоит узнать, будут ли их преследовать в судебном порядке, явившись в полицейских участок в Харрогейт 15 апреля.

"Мы думали, что это действительно важно и мы просто должны поднять этот вопрос", - заявила Джон, которую в прошлом году выдвигали на Нобелевскую премию мира. Бойез, которую в 1999 году присяжные в суде Манчестера признали невиновной в повреждении британской подводной лодки, сказала: "Я даже хочу нарушить этот закон и готова к тому, что мне предъявят обвинения и посадят в тюрьму. Правительство думает, что оно может делать все, что ему заблагорассудится, что пассивное общество смирится со всем, что ему навязывают. Меня это очень беспокоит".

Женщины, имеющие за плечами десяток арестов на двоих, были вооружены молотком и небольшими кусачками для болтов, а также плакатами, выражавшими их протест против нового закона. Они подготовили заявления, осуждающие военную политику США и выражающие поддержку людям из Диего-Гарсиа и с островов Чагос, которых выгнали из дома, чтобы освободить место для американских военных баз.

Кроме базы в Менвит-Хилл, где проходила последняя демонстрация, под действие закона подпадают Филингдейлз, станция раннего оповещения в Северном Йорке и американские военные базы в Милденхолле и Лейкенхите в Восточной Англии. Со следующей недели под его защиту попадут и три ядерных объекта: Олдермастон в Беркшире, его научный центр в соседнем Бергфилде и военно-морская база Девонпорт в Плимуте. Решение правительства наводит на мысль, что оно готовится к протестам, которые последуют за ожидаемым решением о замене ракет Trident ядерным оружием нового поколения.

В ближайшее время будет объявлено об аналогичных ограничениях, касающихся невоенных объектов, таких как королевские дворцы и правительственные здания. Министерство обороны заявило, что выбраны потому, что являются местами регулярных демонстраций. Пресс-секретарь сказала: "Постоянная активность демонстрантов создает риск того, что их примут за террористов. Это без нужды отвлекает полицию. По-прежнему разрешается протестовать за пределами этих объектов. Закон направлен на то, чтобы полиция занималась делом, за которое ей платят".

Кейт Хадсон, возглавляющая организацию Кампания за ядерное разоружение, заявила: "Правительство должно защищать безопасность своих граждан, мы были бы первыми сторонниками этого. Но существует тонкая грань между защитой людей и введением в действие закона, ограничивающего гражданские свободы. В новом законе правительство перешло эту грань".

Шами Чакрабарти, директор организации Liberty, сказал: "Когда участник мирной демонстрации становится правонарушителем? Когда он становится преступником в свободном обществе? В Британии в 2006 году только один человек - министр внутренних дел - теперь будет принимать решения вместо парламента и суда. Именно тогда, когда наши политики жалуются на отсутствие демократии участия, они ставят вне закона свободу слова и демонстраций".

Джон назвала новый закон "ударом в зубы по Хартии Вольностей" и сказала, что потребность в активных действиях противников правительства сегодня больше, чем когда-либо. "Мы видели два миллиона людей, стоявших в Гайд-парке, и Тони Блэр не испытывал угрызений совести, игнорируя их. Хотя огромное количество британцев против того, что делает правительство, единственной эффективной формой протеста является прямое действие. Мы должны устраивать демонстрации у баз, где находятся орудия убийства, мы должны атаковать их в колыбели. У американской военной машины есть глаза и уши, и они находятся на нашей территории".

До объявления, сделанного Кларком, военная полиция могла только вывести демонстрантов с военного объекта и преследовать их в административном порядке.

Затыкая рты

Джон Кэтт

Возраст: 81 год.

Преступление? Ходил в футболке против Блэра в Брайтоне во время съезда лейбористов.

Что произошло. Его задержали по статье 44 Закона о терроризме 2000 года, когда он шел к набережной на антивоенную демонстрацию у помещения, где проходил съезд. Его отпустили после того, как он подписал документ, подтверждающий, что его допросили. Надпись на футболке обвиняла Блэра и Джордж Буша в военных преступлениях. В полицейском протоколе говорится, что основанием для задержания и обыска был "терроризм".

Уолтер Вольфганг

Возраст: 82 года

Преступление? Прерывал выкриками выступление министра иностранных дел Джека Стро на съезде лейбористов.

Что произошло. Ветеран борьбы за мир кричал: "Ложь!", когда Стро обосновывал то, что британские войска остаются в Ираке. Распорядители под руки вывели его из зала и из Брайтонского центра. Когда он попытался вернуться, его на короткое время задержали по статье 44 Закона о терроризме 2000 года. Впоследствии высокопоставленные чиновники, начиная с Тони Блэра, принесли свои извинения.

Майя Эванс

Возраст: 25 лет

Преступление? Протест против британских жертв в Ираке.

Что произошло. Стоя у мемориала Неизвестному солдату на Уайтхолле, она прочитала список солдат, убитых в Ираке. Ее задержали по Закону об организованной преступности 2005 года, по которому требуется разрешение полиции на акции протеста в радиусе километра от зданий парламента. Ее признали виновной и осудили условно.

Лейтенант Малкольм Кендалл-Смит

Возраст: 37 лет

Преступление? Отказ служить в Ираке.

Что произошло. Врач ВВС дважды служил в Ираке, но в июне прошлого года отказался поехать туда в третий раз. Он назвал военную операцию неоправданной, так как Ирак не нападал на Британию и ее союзников. Предстал перед военным судом по пяти обвинениям в отказе выполнить приказ. На предварительных слушаниях его аргументы о незаконности приказов сочли неосновательными. Суд над ним начнется в Олдершоте на будущей неделе.

Брайан Хоу

Возраст: 56 лет.

Преступление? Антивоенные бдения у парламента.

Что произошло. Хоу стал постоянным атрибутом Площади парламента с 2001 года, когда он установил там плакаты, поносящие Тони Блэра и Джорджа Буша. Закон об организованной преступности 2005 года готовили, держа в голове, в частности, его бдения. Но Верховный суд решил, что его протесты не подпадают под действие закона, которому нельзя придавать обратную силу. Правительство подало апелляцию на это решение.

Источник: The Independent


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru