La Stampa | 6 апреля 2009 г.
Дагестан, страна 32 языков
Лючиа Згуэлья
Москва бросает войска в новый очаг кризиса на Кавказе, пишет Лючиа Згуэлья в статье, напечатанной в газете La Stampa.
На российском Кавказе Дагестан - самая большая и населенная республика, причем с самым сложным национальным составом: 32 народности и языка, рассказывает журналистка. Это самая преданная исламу и самая бедная и коррумпированная республика. А сегодня - и самая нестабильная. Именно сейчас из соседней Чечни, в связи с "преодоленной опасностью", осуществляется вывод российских войск. Почему бы их не перебросить в Дагестан?
К югу от столицы республики - блокпосты, проверки, изнуряющие допросы иностранцев. С 20 по 23 марта Москва проводила в этом районе одну из "спецопераций" в рамках борьбы с терроризмом. А кто же враги? - задается вопросом Лючиа Згуэлья. По мнению местных властей, обещавших Москве проявлять твердость в обмен на финансовые вливания, это ваххабиты, вооруженные повстанцы, мечтающие о независимости и исламском государстве, основанном на шариате. Но не все думают так. Ашаб, 48-летний мужчина, участвовавший в двух чеченских кампаниях на стороне Москвы, говорит, что дело совсем в другом: "Противостояние между центральным правительством и "непослушными" местными властями переросло в спираль вендетт".
В селе Гимри, на родине легендарного имама Шамиля, во вторую чеченскую войну полевой командир Хаттаб вербовал боевиков и, как говорят, щедро платил им. Но потом село отказалось поставлять Хаттабу людей, и с тех пор здесь происходят взрывы и нападения, говорится в статье. "Как выйти из сложившейся ситуации? - спрашивает житель села Магомед. - Бывшие боевики не хотят работать, они не хотят сдаваться и садится в тюрьму". Свое мнение высказывает глава местной власти Ализа: "Я тоже ваххабит. Я скажу вам, в чем заключается истинная проблема. Нам нельзя отделяться от Москвы, хотя многие хотели бы этого: оттуда поступает в бюджет до 80% средств, 100% пенсий. Но сюда не поступает ничего. Потому что наши политики коррумпированы до мозга костей. Безработица составляет 80%, вся власть находится в руках старейшин кланов. Вот с чем борются наши юноши".
Главный редактор оппозиционной газеты, самой читаемой в Дагестане, Марко Шахбанов говорит: "Повстанцы? Их максимум 150 человек. Но ситуация вышла из-под контроля местного правительства: погоду делает ФСБ, министерство внутренних дел планирует расширить зону специальных операций. Я не думаю, что Москва инспирирует этот процесс. Но коррупция его раздувает; финансовые и политические группы ставят религию на службу собственным интересам; власть использует религию как предлог для нанесения ударов по оппозиции. Мы рискуем эскалацией".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях