The Wall Street Journal | 6 апреля 2015 г.
На фоне роста напряженности в отношениях с Западом Россия все громче грозит ядерным оружием
Пол Сонн
"Это был необычный День святого Валентина для студентов со всей России, приехавших в военный институт в окрестностях Москвы. Это было свидание с "Тополем", межконтинентальной баллистической ракетой, сердцевиной ядерного арсенала страны", - пишет московский корреспондент The Wall Street Journal Пол Сонн.
"Это новое мероприятие прошло в рамках инициативы по популяризации службы в российской армии и отразило другое явление - усиливающееся в общественной жизни страны бахвальство по поводу ядерного оружия", - отмечает журналист.
"Когда в Москве с началом конфликта с Украиной поднялась волна воинственной риторики, чиновники, вплоть до президента Владимира Путина, начали в открытую высказывать ядерные угрозы, публично бряцая оружием массового уничтожения, чего, в общем-то, не было даже во времена холодной войны", - пишет автор статьи.
Подобные заявления также были сделаны в то время, когда Россия оказалась в большей зависимости от ядерного оружия, на фоне увеличения дисбаланса с обычными вооружениями Запада, указывает Сонн.
Автор статьи отмечает, что сейчас у России меньше солдат, хуже вооружение и меньше союзников, чем во времена Варшавского договора. "Эта неполноценность и изоляция изменили ее оборонную стратегию", - полагает он.
"В недавних военных учениях в России принимали участие ядерные силы и средства, и Кремль пообещал провести полную модернизацию российского ядерного арсенала наземного базирования в ближайшие пять лет", - говорится в статье.
Пол Сонн упоминает заявления Путина в документальном фильме "Крым. Путь на Родину" о его решимости привести в случае необходимости в состояние боеготовности ядерные силы в ходе присоединения Крыма.
"Тот факт, что этот вариант рассматривался, является очень четким показателем того, что сейчас имеется низкий ядерный порог, чего не было во времена холодной войны", - полагает эксперт по ядерному оружию и исследователь в Принстонском университете Брюс Блэр, который назвал действия Путина самыми рискованными из предпринятых кремлевскими лидерами со времен Карибского кризиса.
"На протяжении почти всей холодной войны советская риторика, в общем и целом, представляла СССР как миролюбивое государство, которое могло обратиться к ядерному оружию только в качестве последнего средства защиты. Какими бы ни были действия советских чиновников, публичные заявления и теле- и радиопередачи имели тенденцию прославлять способность армии отразить ядерную атаку или обвинять Запад в пропаганде ядерной войны. Публичные ядерные угрозы, в основном, были табуированы", - говорится в статье.
"Это изменилось", - полагает автор, приводя в качестве подтверждения участившиеся публичные заявления дипломатов и телеведущих о возможности применения ядерного оружия, а также распространение подобных идей в массовой культуре.
"Риск представляет то, что обыденность подобных разговоров меняет общественное мнение относительно допустимости ядерных угроз. По данным опроса "Левада-центра", половина россиян одобрила угрозы Путина применить ядерное оружие в ходе кризиса в Крыму, согласившись с тем, что Запад понимает только жесткий разговор", - отмечает Сонн.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях