Tageszeitung | 6 августа 2004 г.
Красный уровень угрозы в Приднестровье
Кено Ферзек
Коммунистическое руководство самопровозглашенной республики закрывает школы, обучение в которых ведется на румынском языке. Руководство Республики Молдова реагирует введением блокады на импорт и экспорт. Наблюдатели говорят о возможности новой гражданской войны
Декрет, который сепаратисты из Приднестровья издали в начале июля, казался на первый взгляд безобидным: все школы региона должны получить в министерстве образования новые лицензии. Но тогда-то все и завертелось: военизированные подразделения очистили от людей и разрушили около полудюжины школ, в конце прошлой недели они арестовывали шестерых учителей.
Причина заключалась в следующем: в этих школах преподавание велось на румынском языке с использованием латинского письма, а не кириллического. Тем самым, по словам коммунистов и их вожака Игоря Смирнова, детям прививался дух, несвойственный Приднестровью.
Тем временем масштаб школьного конфликта достиг уровня международного. Министр иностранных дел США Колин Пауэлл высказал "озабоченность" развитием событий, ЕС пригрозил приднестровским сепаратистам штрафными санкциями, российское министерство иностранных дел выразило свою обеспокоенность возможностью новой гражданской войны.
Никем не признанная Приднестровская республика - это последний бастион коммунистических ястребов в Европе. Тонкая полоска земли откололась от бывшей советской Молдавии еще до того, как та в августе 1991 года провозгласила свою независимость. В основе отделения лежала борьба за власть между коммунистами, верными советскому прошлому, и теми, кто хотел перемен. Линия противостояния совпала с линией этнического раздела. Из 4,3 млн жителей Молдавии две трети - это молдаване, говорящие по-румынски, одна треть - это русские, украинцы и другие меньшинства.
Когда в 1989 году начался перевод румынского языка на латиницу и он был объявлен обязательным языком для государственных учреждений, для сепаратистов Приднестровья это прозвучало как сигнал к отделению. В 1992 году дело дошло до гражданской войны, которая так и не выявила победителя.
На смену боевым действиям пришла холодная война: с тех пор на переговорах о реинтеграции Приднестровья в Республику Молдова не наблюдается никакого прогресса. Распад страны не в последнюю очередь повлиял на то, что Молдавия постепенно превратилась в одну из беднейших стран Европы.
За интересом других стран к приднестровскому конфликту кроятся иные причины, нежели бедность. На Днестре, границе между Республикой Молдова и Приднестровьем, в малом формате наблюдается конфликт между Западом и Востоком. Речь идет о российском влиянии на регион. В Приднестровье все еще расквартировано около двух тысяч российских военных, которые в соответствии соглашением ОБСЕ 1999 года в 2002 году должны были покинуть регион. Это остатки бывшей 14-й российской армии.
Для НАТО и ЕС неприемлемо то, что Россия пытается сохранить свое влияние в бывших советских республиках военными методами. К этому стоит добавить, что Приднестровье - это маховик международной торговли наркотиками, людьми и оружием, а также системы отмывания грязных денег. Наблюдатели опасаются, что террористы на старых оружейных складах Приднестровья могут приобрести радиоактивные материалы.
Поэтому резкая реакция Запада на школьный конфликт - ЕС и ОБСЕ говорят о "лингвистической зачистке" - никого не удивила. Молдавское руководство тоже отреагировало необычайно резко. Президент-коммунист Владимир Воронин назвал приднестровское руководство "криминальным", прервал переговоры о реинтеграции и с 1 августа ввел для приднестровских фирм блокаду на импорт и экспорт. Приднестровское руководство ответило блокадой железнодорожного сообщения, ввело для граждан Молдавии налог на въезд в Приднестровье и угрожало тем, что регион официально присоединится к России.
Конца эскалации не видно. До сих пор Россия не высказала открыто свою позицию. Возможно, это ответ на действия молдавского президента конца 2003 года. Тогда Воронин отверг российский план мирного урегулирования для Приднестровья. В соответствии с этим планом Приднестровье должно было стать самостоятельным государством в составе федерации. А российская армия осталась бы там, по меньшей мере, до 2020 года.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях