The Telegraph | 6 августа 2007 г.
Предъявив претензию и на Северный полюс, Россия смотрит на юг
Эдриан Бломфилд
Россия разожгла воспоминания о холодной войне, когда высокопоставленный российский адмирал впервые с советских времен призвал к созданию постоянной военно-морской базы на Средиземноморье.
Эти заявления были сделаны через день после дерзкой миссии на Северный полюс, нацеленной на укрепление территориальных претензий России в Арктике, и возрожденные военно-морские амбиции Москвы, вероятно, посеют еще большее беспокойство в столицах стран НАТО.
Адмирал Масорин на российской военно-морской черноморской базе в крымском порту Севастополь назвал Средиземное море "стратегически важным" и предложил восстановить постоянное присутствие там российского флота с задействованием сил Северного и Балтийского флотов.
Его замечания вызывают сомнения в искренности опровержения, сделанного Кремлем в прошлом году по поводу утверждения одной из газет, что в сирийском порту Тартус ведутся работы по расширению пункта материально-технического обеспечения российского флота.
Подводная миссия на Северный полюс была нацелена на усиление поддержки со стороны российского общества.
По данным Игоря Сафронова, журналиста, скончавшегося в этом году в результате загадочного падения из окна московского здания, Россия начала расширять порт в Латакии, также в Сирии. Президент Владимир Путин прилагает усилия к тому, чтобы восстановить влияние Москвы на Ближнем Востоке путем подписания противоречивых сделок на поставки вооружений с Сирией и Ираном, которые вызывают неудовольствие США и Израиля.
Если планы по расширению портов будут реализованы, российские суда и военные корабли 6-го флота США, базирующегося в Италии, будут противостоять друг другу в Средиземном море впервые после холодной войны, когда советский флот базировался в Тартусе. В Тартусе Россия сохраняет символический и преимущественно пустой пункт материально-технического обеспечения. Это единственная военная база за пределами бывшего СССР.
Вашингтон будет следить за развитием событий по обоим направлениям с обеспокоенностью.
На днях, после того как в четверг Россия установила свой национальный флаг в водах Северного полюса, Вашингтон жестко предупредил Москву, что каким бы то ни было попыткам объявить суверенитет над Арктикой будет оказано противодействие.
"Я не уверен, что именно они водрузили - металлический флаг, резиновый флаг или пластину на дне океана, - заявил пресс-секретарь Госдепартамента Том Кейси. - Но чем бы это ни было, это не имеет никакого законного статуса".
В ходе рекордной экспедиции во главе с Артуром Чилингаровым, ветераном-полярником, две глубоководные субмарины погрузились на 14 тыс. футов. Россия, более привыкшая к катастрофам подлодок, чем к беспрецедентным морским подвигам, приветствовала успешную операцию с ликованием. Этим она оживила воспоминания об отчаянной храбрости золотой эры советских военно-морских исследований.
Как и другие станы с выходом в Арктику, Россия предъявляет претензии на большие территории в богатом нефтью регионе и представит свои аргументы комиссии ООН в 2010 году.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях