Статьи по дате

The Moscow Times | 6 августа 2009 г.

Путинское десятилетие: поводов для празднований немного

Евгений Киселев

Россияне любят отмечать годовщины, особенно "юбилеи" - то есть круглые даты (10 лет, 20 лет, 30 лет и т.д.)

Однако в воскресенье нас ждет 10-летний юбилей, когда праздновать будет особенно нечего. 9 августа 1999 года бывший президент России Борис Ельцин - физически истощенный, слабый, манипулируемый своим ближайшим окружением - совершил едва ли не главную ошибку в своей политической жизни. Он назначил новое правительство во главе с практически никому не известным Владимиром Путиным.

Более того, он объявил, что в 2000 году хочет видеть Путина своим преемником. Вскоре после прихода к власти в качестве президента в мае 2000 года Путин, не теряя времени, обратил вспять практически все политические реформы, с таким трудом осуществленные Ельциным в течение его политической карьеры.

Несомненно, в 10-летнюю путинскую годовщину со всех сторон в адрес Путина будет звучать обилие панегириков. Вспомните тошнотворный подхалимаж в адрес Путина в 2007 году, когда ему исполнилось 55 лет, со стороны политиков, звезд и одного особо подобострастного кинорежиссера, который снял откровенно сентиментальный фильм "55", в котором рассказывалось и рассказывалось об эпохальном политическом наследии Путина.

К своей "чести", Путин построил мощный культ своей личности благодаря государственному телевидению, которое бесконечно показывает его в благоприятном свете при любых обстоятельствах. Вспомните, как гостелевидение освещало последнюю поездку Путина в Сибирь и на Дальний Восток. Вся страна следила, затаив дыхание, как отважный премьер спускался на глубоководном аппарате "Мир-22" на дно озера Байкал, с умилением смотрела, как благородный защитник всех животных на Земле надевал на дельфина-белуху Дашу спутниковый передатчик в Охотском море, радовалась за "национального лидера", проводившего однодневный отпуск в забытой богом Туве, сплавляясь в надувной лодке по горной речке.

Между тем за гламурной телевизионной картинкой, высокими рейтингами популярности и культом личности стоят едва ли не плачевные итоги. Годы Путина у власти - это десятилетие, потерянное для России. Россия упустила блестящую возможностью использовать продолжительный период высоких цен на нефть, чтобы модернизировать страну в политическом и экономическом отношении. В конце первого десятилетия ХХI века Россия безнадежно застряла в прошлом столетии. Экономика, включая федеральный бюджет, остается чрезмерно зависимой от доходов от экспорта нефти и другого природного сырья. Спустя 18 лет после краха Советского Союза в стране нет современной инфраструктуры коммуникаций и связи, катастрофически не хватает скоростных дорог - включая так называемую автомагистраль между Москвой и Санкт-Петербургом - а также современных вокзалов и аэропортов.

В действительности, российская экономика начала стремительно расти еще до прихода Путина к власти, когда цена на нефть составляла около 15 долларов за баррель. Настоящий рост начался в 1999 году, после девальвации рубля вследствие дефолта 1998 года. Однако в разгар путинского президентства, когда нефть стала дорожать, превышая самые смелые прогнозы, темпы экономического роста стали замедляться. Тем временем в столь же богатых нефтью Азербайджане и Казахстане темпы экономического роста в тот же период были вдвое-втрое выше, чем в России.

В первые годы своего президентства Путин практически полностью сосредоточился на политических делах - он занимался войной в Чечне, борьбой с несколькими непокорными и откровенно амбициозными олигархами, построением вертикали власти, расставлял на ключевые должности лояльных людей, устанавливал контроль над крупнейшими СМИ.

Экономическими преобразованиями, включая создание стабилизационного фонда, принятие нового земельного кодекса и нового трудового законодательства, а также реформами естественных монополий, занималось правительство во главе с ныне опальным премьер-министром Михаилом Касьяновым. После его отставки реформы застопорились, и был взят курс на строительство путинского государственного капитализма.

Во внутренней политике произошел отказ от демократических процедур и переход к авторитаризму. От года к году Россия стала занимать позорные последние места во всевозможных глобальных списках самых коррумпированных и наименее демократических стран.

Вторая война в Чечне, с которой началось правление Путина, в итоге оказалась де-факто проигранной для России. Республика превратилась в вотчину Рамзана Кадырова и пользуется независимостью, которой не имела ни при первом чеченском президенте Джохаре Дудаеве, ни при третьем президенте Аслане Масхадове. Сегодня Чечня живет по своим неписаным законам, а Россия фактически выплачивает ей контрибуцию в виде бесконечных бюджетных вливаний.

Итоги российской внешней политики за путинские десять лет выглядят столь же удручающе. Попытки Москвы вести дела с Западом, размахивая "энергетической дубинкой", привели лишь к тому, что европейцы всерьез занялись реформированием собственного газового рынка, задумались об альтернативных источниках поставок и, в частности, ускорили реализацию проекта газопровода Nabucco в обход России.

Надежды на "перезагрузку" отношений с Соединенными Штатами - в том виде, как ее понимали в Москве, а именно: Россия помогает США в ведении войны в Афганистане в обмен на отказ США от борьбы за расширение НАТО и включение в альянс Украины и Грузии - не оправдались. Недавний визит американского вице-президента Джо Байдена в Киев и Тбилиси продемонстрировал, что отказываться от поддержки Украины и Грузии США не намерены.

Трудно назвать страну, отношения с которой у России улучшились бы за последние 10 лет. Даже белорусский президент Александр Лукашенко, традиционно ближайший союзник Москвы, начал разворачиваться в сторону Запада.

В ситуации продолжающегося кризиса у Кремля есть два выхода: либо еще больше закручивать гайки, либо постепенно сверху начинать либерализацию. Хотелось бы надеяться, что будет избран второй путь. К сожалению, в истории России есть печальная закономерность: когда правители страны выходили на такие развилки, они всякий раз выбирали путь закручивания гаек, несмотря на то, что к ничему хорошему это в итоге не приводило.

Вот и сегодня, когда опять в воздухе повисло предчувствие новой войны с Грузией, нельзя не вспомнить "маленькую победоносную войну" России с Японией 1904-1905 годов. Царь Николай II развязал ее под лозунгом спасения России от революции. Но после унизительного поражения России именно революцию страна и получила - и в 1905-м, и в 1917-м.

Евгений Киселев - политический аналитик и ведущий политического ток-шоу на радиостанции "Эхо Москвы".

Источник: The Moscow Times


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru