Статьи по дате

Inopressa | 6 августа 2012 г.

Pussy Riot - величайшая в истории панк-рок-группа по политическому влиянию?

Обзор прессы

Журнал Foreign Policy публикует две статьи о влиянии панк-рока на политическую обстановку. Поводом послужил процесс над участницами Pussy Riot в России.

"Снова сделать панк опасным" - так озаглавлена статья старшего обозревателя интернет-журнала Wired.com Спенсера Акермена ("в прошлом барабанщик нескольких панк-групп, о которых никто на свете не слыхал", говорится в издании).

По мнению автора, участницы Pussy Riot уже "выиграли фарсовый судебный процесс в Москве". С каждым днем, пока разбирательство продолжается, они "привлекают внимание мира к параноидальным репрессиям в путинской России". Pussy Riot поставили Путина перед дилеммой: либо вынести обвинительный приговор, что укрепит статус девушек как "мучениц идеи", либо признать, что судебное преследование с самого начала было ошибкой.

Pussy Riot, еще три месяца назад безвестные, превратились в международный феномен. "Если заглянуть в историю предыдущих геополитических достижений панк-рока, окажется, что группа Pussy Riot уже превзошла их и, возможно, обеспечила панк-року будущее в качестве глобальной силы, отстаивающей справедливость и свободу", - полагает автор.

Общая тема - сопротивление произволу и жестокости глобальной власти - звучала у панк-музыкантов, работавших в самых разных странах и субжанрах, вспоминает автор. Но осязаемых геополитических результатов обычно не было. Обозреватель находит только один конкретный пример. В 1983 году британская группа Crass также устроила розыгрыш в духе Pussy Riot - распространила "как бы" аудиозапись разговора Тэтчер и Рейгана, подтверждавшую худшие опасения левых активистов. Госдепартамент и ЦРУ заявили, что запись подделана КГБ в целях дезинформации. Тот факт, что сегодня эта история забыта, - печальная констатация невеликой геополитической важности панк-рока. Панк-рокеры доныне бичуют войну и несправедливость, но, как и большинство других творческих людей, оказывают мизерное геополитическое влияние.

"Вероятно, Pussy Riot не переломят этой тенденции", - пишет автор, поясняя, что панк-рок остается преимущественно западным феноменом и, соответственно, большинство музыкантов этого жанра живет не в авторитарных странах.

Но именно панки в состоянии осознать весь потенциал Pussy Riot, считает автор. Экс-барабанщица известной панк-группы Bikini Kill, Тоби Вейл, недавно написала о Pussy Riot: они "создали метод протеста, который можно применять где угодно в мире. Путин может посадить в тюрьму отдельных членов коллектива, но как он может помешать потенциальному притоку новых членов или распространению движения за пределы России?"

"Эти три женщины не просто пристыдили Путина и вынесли обвинительный вердикт его гангстеризму, но и воскресили устремления глобальной культуры протеста", - заключает автор, подразумевая участниц Pussy Riot.

В отдельной статье журнал публикует список "музыкантов, которые атаковали правительства своих стран и вошли в историю", озаглавленный "Ты говоришь, что жаждешь революции". Путин правильно сделал, что призвал суд обойтись с участницами Pussy Riot мягко, замечает журналист Чарльз Хоменс: "В истории ассиметричных конфликтов между провокативными музыкантами и репрессивными режимами диктаторы редко смеются последними".

1) В 1968 году, во времена диктатуры в Бразилии, коллектив музыкантов под руководством Каэтану Велозу и Жильберту Жиля выпустил альбом-манифест Tropicália - вызов не только правительству, но и националистам из всех политических лагерей, не терпевшим иностранного влияния на традиционную бразильскую музыку. Велозу и Жиль были арестованы, а затем эмигрировали. Спустя много лет президент Лула да Сильва назначил Жиля министром культуры.

2) Группа Plastic People of the Universe (Чехословакия) играла экспериментальный рок. В 1976 году ее членов признали виновными в "организованном нарушении спокойствия" и приговорили к тюремному заключению. Этот суд стал толчком для продемократического движения, в том числе для знаменитого обращения "Хартия 77" - первого шага к "бархатной революции".

3) Нигериец Фела Аникулапо Кути, основоположник стиля "афробит", всю жизнь бичевал западный колониализм, коррупцию и военный режим в Нигерии.

4) Южноафриканец Хью Мазекела во второй половине 1980-х стал одним из самых ярых критиков апартеида среди музыкантов, исполнял песни протеста.

5) Музыка молодого тунисского рэпера El Général (Хамады Бен Амора) стала "саундтреком молодой "арабской весны", по выражению автора.



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru