Libération | 6 декабря 1999 г.
Москва неистовствует в Чечне
Вероник Суле
В самом начале речь шла о молниеносной операции, направленной против чеченских "бандитов", дважды бросивших вызов российской стороне: они совершили рейд в Дагестан и организовали кровавые террористические акты в Москве. Сейчас становится очевидным тот факт, что втягивание России в долгую убийственную войну накануне важных выборов отвечает политическим интересам президентского лагеря, - пишет газета.
Целью начавшейся 1 октября наземной операции российских войск в Чечне была "ликвидация террористов". Для этого требовалось создать буферную зону, чтобы отделить Чечню от остальной России и постепенно задушить "бандитов", отрезав их от источников снабжения всем необходимым. По мнению автора, нынешняя интервенция в Чечне все больше походит на чеченскую кампанию 1994-1996 гг., которая завершилась поражением российской армии и привела к гибели десятков тысяч человек.
Анализируя ход боевых действий в Чечне, автор отмечает, что на этот раз федеральные силы продвигаются с большей осторожностью. В рядах противостоящих им чеченцев нет былого единства. По мнению самих чеченцев, три года независимости де факто не оправдали надежд: в республике царили хаос и нищета, а полевые командиры оказались втянутыми в братоубийственную войну. Но чеченцы не отказались от борьбы: они воспользовались медленным наступлением противника и хорошо подготовились. Грозный и Урус-Мартан были превращены в настоящие крепости, обороняемые тысячами боевиков. Многие чеченские бойцы отошли в горные районы на юге Чечни, чтобы оттуда вести партизанскую войну с противником. Чеченские боевики все чаще проводят стремительные рейды в тылу противника на "освобожденных территориях", - отмечает автор.
Вместе с тем, настал момент, когда российские военные будут вынуждены изменить свою тактику, которая основывалась на массированном применении авиации и тяжелой артиллерии. Теперь уже недостаточно подвергать бомбардировкам города и деревни и угрожать полным уничтожением какого-то конкретного населенного пункта, если жители не согласятся на "переговоры" и не вынудят боевиков покинуть этот населенный пункт. На данном этапе для того, чтобы взять Грозный, федеральным войскам уже не удастся избежать прямого контакта с боевиками.
Объявленный блицкриг перерос в войну, целью которой является реинтеграция независимой де факто Чечни в лоно Российской Федерации. Некоторые российские генералы, находясь в состоянии эйфории, предсказывали скорую победу и говорили о том, что война завершится уже к концу текущего года. Однако, премьер-министр Владимир Путин, в отличие от военных, предпочел не устанавливать сроки завершения "антитеррористической операции".
Путину, чья популярность с начала военных действий достигла высокого уровня, нужна лишь победа. Отказ от захвата столицы восставшей республики равносилен поражению. Но преемнику Бориса Ельцина нужно продержаться до президентских выборов, намеченных на июнь будущего года, - подчеркивает автор. Ему просто необходимо поддерживать свою популярность, обретенную благодаря политике "крепкой руки". Неудивительно поэтому, что он делает ставку на затяжную войну.
Таким образом, автор приходит к выводу, что нынешняя война отвечает интересам кремлевского руководства. Еще три месяца назад президентский лагерь готовился к поражению на парламентских и президентских выборах. Но, если бы выборы состоялись уже сегодня, победу на них одержал бы Владимир Путин. Политический класс почти единодушно поддерживает нынешнего премьер-министра. Кроме того, утратили актуальность громкие скандалы, бросившие тень на "семью" Ельцина.
Автор обращает внимание на странное совпадение: за 7 месяцев до президентских выборов в России в 1996 году рейтинг Ельцина был крайне низок. Штурм Грозного и последующие переговоры с представителями Чечни способствовали переизбранию Ельцина. Нынешние события, по мнению автора, развиваются по схожему сценарию.
Военная операция в Чечне началась после серии террористических актов, в результате которых погибли 293 человека. Согласно бездоказательным утверждениям российских властей, ответственность за эти акции несут чеченцы. Кроме того, в Москве посчитали необходимым как можно скорее восстановить контроль над Чечней: на протяжении трех лет эта маленькая кавказская республика была предоставлена сама себе. Президент Чечни Аслан Масхадов настойчиво призывает к переговорам, а Москва, кажется, не обращает внимания на призывы из Чечни.
Рискнет ли Путин продолжить войну, которая может привести к многочисленным потерям? Ведь гибель многих молодых призывников в ходе предыдущей чеченской кампании привела к возникновению мощного антивоенного движения, - пишет автор. Сегодня сложилась иная ситуация: благодаря умелой пропаганде нынешняя война представляется как "правильная" с низким числом потерь с российской стороны. Более того, население страны, испытавшее шок после известных террористических актов, устало от коррупции и хаоса "эры Ельцина".
По словам директора института, занимающегося социологическими исследованиями, "люди устали от поражений и беспорядка", и Путин, как им кажется, может дать ответ на нерешенные вопросы. Через шесть месяцев бывшему офицеру КГБ придется держать ответ: он должен добиться победы в Чечне малой кровью.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях