Статьи по дате

The Guardian | 6 декабря 2005 г.

Стала ясна роль Британии в войне с терроризмом

Иан Кобейн, Стивен Грей и Ричард Нортон-Тейлор

200 самолетов-призраков зарегистрированы почти на 20 аэродромах. Парламентарии требуют от правительства объяснений

О масштабах британской поддержки секретных рейсов ЦРУ стало известно вчера, когда госсекретарь США Кондолиза Райс назвала операции управления "важнейшим инструментом" войны против терроризма.

Сегодня Guardian впервые публикует информацию о более чем 200 рейсах, выполненных через Британию самолетами, принадлежащими или контролируемыми ЦРУ. ЦРУ использовало почти 20 британских аэропортов в период, когда его агенты похищали подозреваемых в терроризме и увозили их в страны, где их могли пытать. Помимо баз ВВС, ЦРУ пользовалось и гражданскими аэропортами по всей стране. Помимо таких крупных аэропортов, как Хитроу и Гатвик, самолеты ЦРУ приземлялись в Борнмуте на южном побережье и Уике на севере Шотландии.

Вчера парламентарии, создавшие группу для расследования поддержки Британией программы внесудебных выдач ЦРУ, собрались в первый раз и потребовали от правительства предоставить информацию об использовании британских объектов. Группа, куда входят парламентарии от всех партий, получила доклад американских правоведов, которые считают "молчаливое согласие" Британии на пытки нарушением международного права.

ЦРУ отправляет заключенных по всему миру в секретные тюрьмы, используя самолеты, принадлежащие подставным компаниям или взятые в аренду на короткое время. Вчера Райс заявила, что "передачи выводят террористов из игры и спасают человеческие жизни".

На основе находящейся в открытом доступе информации Федерального авиационного управления США и европейских данных о воздушном движении, Guardian составила журнал прилетов рейсов ЦРУ в Британию и вылетов из нее в период действия программы выдач.

После терактов 11 сентября зарегистрировано более 210 прилетов и вылетов. Например, корпоративный самолет Gulfstream V, чей бортовой номер менялся несколько раз и который связан с рядом похищений, регулярно бывает в аэропорту Глазго, а также использует авиабазы Лютон, Норхолт и Брайз-Нортон.

Некоторые самолеты садились в Британии для дозаправки, но иногда находились в стране несколько дней. Однако нет доказательств того, что в момент их приземления в Британии на борту находились заключенные. Полагают также, что многие рейсы не были связаны с выдачами.

Министр иностранных дел Джек Стро, отвечая Райс, сказал, что "все европейские страны разделяют решимость, выраженную здесь США, защитить своих граждан от террористической угрозы, действуя в рамках права и своих обязательств по договорам". После 11 сентября и 7 июля угроза терактов такова, "что демократии правы, обсуждая эти проблемы, а также правовые нормы, которым все мы подчиняемся. Из ответа госсекретаря Райс явствует, что американская политика согласуется с конвенцией ООН против пыток".

Председатель парламентской комиссии, консерватор Эндрю Тайри сомневается в надежности заверений в том, что заключенных не будут пытать, полученных от стран, куда их отправляют. "Мы должны задаться вопросом, чего стоят гарантии такого рода, полученные от Египта, Сирии и Ливии, - заявил он. - На мой взгляд, вероятность того, что этих людей будут пытать, велика".

Он сказал, что комитет попросит Стро представить подтверждения этого, добавив, что парламентарии "не удовольствуются голословными утверждениями".

Сэр Мензис Кэмпбелл, пресс-секретарь либеральных демократов по внешней политике, назвал заявления Райс лицемерными. "Какую цель могут преследовать выдачи, если не желание подвергнуть людей более суровому обращению?" - спросил он.

Директор правозащитной организации Liberty Шами Чакрабарти заявила, что предположения Райс о цели, оправдывающей средства, "дают опасное оружие в руки диктаторов и террористов во всем мире".

Источник: The Guardian


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru