La Stampa | 6 декабря 2005 г.
Greenpeace: "Российско-азиатский нефтепровод угрожает озеру Байкал"
Франческа Сфорца
Гигантский нефтепровод, который свяжет Сибирь с Азией - 4200 километров трубопровода, по которому ежегодно будут перекачиваться 80 миллионов тонн сырой нефти - будет означать для Китая и Японии решение всех их проблем, связанных с обеспечением энергетическим сырьем на долгосрочный период. А Москве, которая поручила этот проект государственному предприятию "Транснефть", это принесет доход в сотни миллионов долларов. Но для озера Байкал, самого большого и глубокого в мире, которое русские называют "голубым глазом Сибири", прокладка трубопровода через расположенный рядом город Тайшет может означать непоправимый ущерб окружающей среде.
"После первых 20 минут деятельности нефтепровода на поверхности озера Байкал образуется нефтяное пятно в 4 тысячи тонн", - заявили активисты природоохранной организации Greenpeace в обращении к администрации российского президента. Совершенно особенный характер подводных течений, которые делают воду Байкала одной из самых чистых в мире, которая еще недавно использовалась для термального лечения приезжих и местных жителей, может быть необратимо утрачен.
"Будет не только загрязнено озеро, занесенное в список Всемирного наследия ЮНЕСКО, а также являющееся водным бассейном, в котором содержатся 20% водных ресурсов всей планеты, - объясняют защитники окружающей среды, - но и окажется под угрозой выживание 570 видов растений и почти 1500 видов животных". Исчезнет рыба омуль, которая водится только в Байкале и является основой питания местного населения, окажется в опасности и жизнь таежных млекопитающих, которые веками приходили на водопой к берегам озера.
"Нефтяная компания "Транснефть", - заявляет Greenpeace, - пытается убедить общественность, что нефтепровод не представляет никакой опасности для озера Байкал, но сам факт, что трубопровод будет проложен в километре от бассейна, нарушает как российские, так и международные законы".
Процедуры одобрения и приема проекта прошли ускоренными темпами: работы начнутся в 2006 году, и прокладка первой части трубопровода, по которой нефть будет поставляться в Китай, завершится в 2008 году. "Мы более чем подробно продемонстрировали, - заявил газете "Коммерсант" вице-президент "Транснефти", - что трубопровод пройдет на достаточном расстоянии от озера. Прокладывать его на более удаленном расстоянии, - добавил он, - не имеет никакого экономического смысла". После двух лет встреч и переговоров договор по российско-азиатскому нефтепроводу обрел конкретную форму в апреле этого года, когда был уточнен маршрут, морские терминалы и распределение расходов, которые в общей сложности достигают 11,5 млрд долларов.
По этому поводу министр промышленности Виктор Христенко заявил, что компания "Транснефть" вложила в проект 250 млн долларов благодаря кредиту британского банка Barclays и что оставшаяся часть будет профинансирована Китаем и Японией, поскольку они являются самыми заинтересованными сторонами.
На прошлой неделе встреча между представителем японского агентства по энергетическим ресурсам Нобуйори Кодаира и его российским коллегой Сергеем Оганесяном подтвердила интерес Японии к финансированию проекта, и его реализация будет ускорена. Президент Владимир Путин поручил заниматься проектом премьер-министру Михаилу Фрадкову, а возражения, высказанные российским министром по защите окружающей среды, были заглушены заявлением, в котором "гарантируется тщательное соблюдение со стороны "Транснефти" всех законов по охране окружающей среды".
Но с апреля по сегодняшний день в оригинальном проекте так и не было ничего изменено, прежде всего, не был рассмотрен вопрос о прокладке трубопровода в километре от озера Байкал. "Когда мы начали кампанию по защите озера, мы думали, что Кремль хотя бы выслушает наши предложения, - сетуют активисты Greenpeace. - Однако все идет по заранее разработанным планам". В последние дни на улицах Москвы экологическая кампания стала более агрессивной. Огромный плакат с озером Байкал, раскрашенным в черный цвет, оказался в самом центре пешеходной зоны на Старом Арбате, многочисленные представители культуры и мира искусства подписались под воззванием Greenpeace. Владимир Шахрин, легендарный лидер группы "Чайф", сочинил музыкальный слоган: "Нельзя уничтожать то, что мы с вами не создавали. Давайте сохраним озеро Байкал". Но Кремль как будто страдает глухотой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях