Frankfurter Rundschau | 6 декабря 2006 г.
За Москвой начинается ад
Флориан Хассель
Деревня Прямухино, что в 40 км от Твери, - это все что угодно, только не идиллическое место. Колхоз им. Ленина, дававший раньше работу большинству жителей, давно закрыт. И теперь жители обеспокоены больше тем, как достать очередной стакан водки.
Отец Андрей Николаев был занозой в боку у местных алкоголиков. Несколько лет назад православная церковь отправила 31-летнего священника в село Прямухино в качестве настоятеля отреставрированного и открытого в июне 2003 года Троицкого храма, построенного в XIX веке. Он считал своей миссией нести слово Божье. Однако это оказалось непростой задачей. Газета "Коммерсант" сообщает, что вначале в церковь никто не ходил и только спустя годы на службе присутствовали до 15 человек.
Того, кто приходил в храм пьяным, отец Андрей выставлял за дверь. Священник настоятельно призывал свою паству отказаться от алкоголя - бича российских деревень - и заимел себе в связи с этим врагов. В мае 2005 года дом в соседнем селе Лопатино, где жила семья Николаевых, сгорел. Семьи дома не было. При финансовой помощи одного московского фонда священник купил другой дом, в деревне Далекуши, расположенной в семи километрах от Прямухино. Весной сгорела баня, а потом и сарай, в котором отец Андрей хранил церковный инвентарь.
"Стрелять будут в меня"
Сам храм, произведение искусства, построенное архитектором Николаем Львовым в 1826 году, также несколько раз оказывался жертвой вандалов. Неоднократно из церкви воровали иконы. Один из воров, которого отец Андрей поймал на месте преступления, заявил в оправдание, что ему были нужны деньги на водку. В конце концов священник решил охранять храм по ночам с оружием в руках. "Я не могу выстрелить в человека, я стреляю в воздух - стрелять будут в меня", - рассказывал о наболевшем отец Андрей в интервью на московском телеканале ТВ-центр, описывая жалкое существование и разгул насилия в селе Прямухино.
Убийцы пришли с бензином
Священник и его семья так и не дождались помощи. Вместо этого где-то после часа ночи в воскресенье было получено сообщение о пожаре. Пожарным лишь к утру удалось потушить горящий дом семьи Николаевых. И только после этого нашли погибших. Сгорели трое детей: Давид (10 лет), Анна (7 лет) и Анастасия (4 года), труп их отца был обнаружен в оконном проеме. Скорее всего, он пытался сорвать одну из решеток. Выход через дверь преступники, по предварительным результатам следствия, заблокировали при помощи металлической штанги. Прежде чем поджечь дом, они облили его бензином. Труп 32-летней жены отца Андрея Ксении был идентифицирован последним во вторник.
Убийства священников в российских деревнях случались и раньше. "Ненависть людей к служителям церкви имеет глубокие корни", - говорит Ефимий Моисеев из Московской духовной академии. В царские времена жители деревень считали священников надсмотрщиками, плохо образованными паразитами, которые брали деньги за любой обряд, поскольку они не получали денег от православной церкви.
Сегодня, как и тогда, убийства священников не вызывают всплеска негодования общественности. Газета "Новые известия" подсчитала, что только за последние два года были убиты или тяжело ранены 7 священнослужителей. "Комсомольская правда", комментируя убийство отца Андрея и его семьи, как бы осознает свое бессилие: достаточно отъехать от Москвы несколько километров в любом направлении и доехать до любой деревни, как "начинается настоящий ад", пишет газета.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях