The Guardian | 6 декабря 2006 г.
Британской полиции отказали в праве опрашивать свидетелей
Иан Кобейн и Том Парфитт
Москва препятствует Скотланд-Ярду в расследовании смерти от яда. Меркель и Ширак оказывают давление на Кремль
Интенсивное дипломатическое давление оказывалось на Кремль вчера вечером в попытке обеспечить его полное сотрудничество со Скотланд-Ярдом в деле об отравлении полонием-210.
Канцлер Германии Ангела Меркель и президент Франции Жак Ширак потребовали от Москвы большей поддержки и прозрачности, министр иностранных дел Италии Массимо Д'Алема также говорил о необходимости большего содействия на переговорах с президентом России Владимиром Путиным.
Но в то время как шли эти переговоры с глазу на глаз, бригада сыщиков Скотланд-Ярда была вынуждена наблюдать, как российская сторона забирает у них контроль над важнейшей частью расследования. Следователям заявили, что российских подозреваемых не только никогда не экстрадируют в Британию, но и опрашивать свидетелей будут не британцы, а российская милиция. Выдав это предупреждение, генеральный прокурор России Юрий Чайка, похоже, пресек и попытки Скотланд-Ярда полностью расследовать происхождение радиоактивного изотопа, унесшего жизнь бывшего агента КГБ Александра Литвиненко в Лондоне 13 дней назад, заявив, что вещество не могло иметь российского происхождения.
"Допросы будем проводить мы; они (британцы) их проводить не будут, будем мы, потому что расследование ведется на территории России, - заявил Чайка. - Если их хотят арестовать, это невозможно, они граждане России, и российская конституция делает это невозможным".
Он сказал, что британские полицейские могут присутствовать во время допросов российской милицией, а если подозреваемые предстанут перед судом, то это будет в России. Но он указал, что у российских властей есть право не дать разрешения на какие-либо допросы, а Скотланд-Ярд не может увеличить количество бесед, о котором он просил. Предположительно, речь идет как минимум о пяти беседах.
Британская полиция также не сможет допросить офицеров российской спецслужбы ФСБ. Российская позиция расходится с точкой зрения Тони Блэра, заявляющего, что на пути расследования не будет никаких препятствий, и министра внутренних дел Джона Рида, сказавшего вчера, что политика не будет мешать следствию.
Впрочем, полагают, что приехавшая бригада из недавно созданного антитеррористического подразделения Скотланд-Ярда не так уж удивлена. Перед отъездом в Москву высокопоставленный сыщик Скотланд-Ярда сказал: "Нас примут с распростертыми объятиями, предложат хороший обед и много водки, и мы вернемся домой практически ни с чем".
Еще одна неудача: адвокат человека, которого Скотланд-Ярд считает одним из главных свидетелей, заявил, что тот не сможет сразу же с ними встретиться, так как находится в больнице, где проходит дальнейшие проверки на заражение полонием-210.
Андрей Луговой, бывший телохранитель из КГБ, утверждает, что следы яда в его организме объясняются тем, что он встречался с Литвиненко в Лондоне в октябре-ноябре, но категорически отрицает свою причастность к событиям вокруг его смерти.
Российская прокуратура заявила, что будет готова допросить Лугового от имени Скотланд-Ярда, но только если разрешат врачи. Хотя в Уайтхолле не было реакции на позицию российских властей, в Европе начало нарастать давление на Кремль. После встречи с Шираком в Германии Меркель заявила: "Тревожно, что в последнее время имели место несколько случаев убийств, по поводу которых у нас до сих пор нет ясности".
Она добавила: "С моей точки зрения, должно быть сделано все, российская сторона тоже должна внести свой вклад, прояснение необходимо поддерживать". Меркель сделала похожее заявление после убийства Анны Политковской, российской журналистки, протестовавшей против российской политики в Чечне.
Ширак заявил: "Россия должна обеспечить идеально прозрачное сотрудничество".
Путин и Д'Алема ничего не сказали об истории с полонием-210 после их встречи в Москве, но итальянский министр дал понять, что будет просить у России "полного сотрудничества" со Скотланд-Ярдом.
У итальянца Марио Скарамеллы, самозваного консультанта по безопасности, встречавшегося с Литвиненко 1 ноября, как сообщили, на вчерашний день не проявилось никаких симптомов. Он находится в больнице Университетского колледжа в Лондоне, куда его положили пять дней назад, когда тесты показали, что он проглотил потенциально смертельную дозу полония-210.
Проверки на наличие этого вещества назначены примерно в 30 местах Лондона. К выходным было проверено 24, в 12 обнаружен полоний-210. Вчера вечером стало известно, что малые количества радиации "едва определимого уровня" были обнаружены на стадионе "Арсенала" Emirates в Северном Лондоне. Управление по охране здоровья заявило, что находка не представляет никакого общественного риска. Ни Скотланд-Ярд, ни управление не дали информации, было ли вещество обнаружено в гостинице Parkes, Найтсбридж, и в офисах на Кавендиш-плейс, Мэйфейр.
Связь с безопасностью
По одному из адресов в Центральном Лондоне, где искали следы полония-210, находится компания по безопасности, которую в свое время возглавлял близкий деловой партнер ныне находящегося в сибирской тюрьме главы нефтяной компании ЮКОС.
Стивен Кертис помогал в создании Risc Solutions, работая бухгалтером и консультантом у Михаила Ходорковского, когда-то самого богатого человека России, в настоящее время отбывающего восьмилетний срок за мошенничество и неуплату налогов. Начав работать у олигарха, Кертис, по слухам, говорил друзьям, что его жизнь в опасности. Кертис погиб в результате катастрофы вертолета в марте 2004 года, в возрасте 45 лет. Родственники пилота заявили, что эти два человека стали жертвами преступления, но полиция не обнаружила никаких свидетельств, опровергающих версию аварии.
Ни Скотланд-Ярд, ни управление по охране здоровья не смогли сказать, был ли полоний-210 обнаружен в помещении Risc.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях