La Stampa | 6 декабря 2006 г.
Иран-США: вновь начать с Газы
Генри Киссинджер
Возобновление мирного процесса между Израилем и Палестинской автономией может способствовать диалогу между Вашингтоном и Тегераном - при тесном взаимодействии с Европой и умеренными арабскими странами
Иранская ядерная программа и ее значительные ресурсы ставят Иран в положение, когда он может попытаться добиться стратегического господства в регионе. И произойти это может на волне шиитской радикальной идеологии и символизма вызова, брошенного резолюции Совета Безопасности ООН, направленной на поддержание установившегося порядка на Ближнем Востоке и повсюду, где большинство составляет мусульманское население. Призывы к переговорам оказались бесполезными. Переговоры - это тупик, если только они не будут возобновлены в более широком контексте. Но условия для таких переговоров пока еще не созданы. В любом случае, разногласия между партнерами мешают выработать ясную позицию. Пять постоянных членов Совета Безопасности плюс Германия представили Тегерану пакет выгодных предложений, чтобы тот прекратил обогащение урана и положил конец программе ядерного вооружения. Они угрожали санкциями. Иран настаивал на своем праве продолжить программу, но даже более упрощенные санкции, предложенные европейской "тройкой" (Франция, Германия и Великобритания), были отвергнуты Россией.
Исключена возможность американских военных действий
Отказываясь от переговоров с представителем "оси зла", Соединенные Штаты не принимали участия в переговорах, делегировав полномочия Хавьеру Солане, верховному представителю ЕС, который вел переговоры в интересах "тройки". Недавно Кондолиза Райс объявила о смене политики. Соединенные Штаты хотели бы принять участие в переговорах по ядерной проблеме при условии, что Иран прекратит осуществление программы по обогащению. Но Тегеран никогда не демонстрировал интереса вести переговоры с Вашингтоном. Россия занимает более сложную позицию. Вероятно, ни у одной страны, даже у Соединенных Штатов, иранский ядерный арсенал не вызывает такой обеспокоенности, как у России, с того момента, как большая часть мусульманского населения расположилась у ее границ. Поэтому Москва не намерена провоцировать враждебность со стороны Ирана. В заключение стоит отметить, что переговоры с Ираном не продвигаются ни в одном направлении. У "шестерки" был выбор между реальными эффективными санкциями и распространением ядерных технологий. Военные действия со стороны Соединенных Штатов в ближайшие два года крайне маловероятны, принимая во внимание, что конгресс настроен враждебно по отношению к президенту. Но Тегеран наверняка не исключает возможности одностороннего столкновения с Израилем, если все переговоры провалятся.
Тегеран не в состоянии бросить вызов всему миру
До тех пор пока Иран ощущает себя избранным, а не нацией, переговоры ни к чему не приведут. Главной задачей американской дипломатии должно стать восстановление более сбалансированных перспектив. Иран должен вспомнить, что является бедной страной, которая не в состоянии бросить вызов всему миру. Но подобное развитие ситуации предполагает разработку стратегической переговорной программы Соединенными Штатами и союзниками. Сегодня суннитские государства региона - Египет, Саудовская Аравия, Иордания, нешиитское правительство Ливана, государства Персидского залива - испытывают ужас в связи со сползанием к шиизму. Переговоры между Ираном и Соединенными Штатами могут спровоцировать стремительное бегство в направлении превентивных уступок, которым будут предшествовать серьезные усилия, направленные на проведение этими странами взвешенной политики. В подобных условиях Иран должен понять, что является уважаемой, но не доминирующей силой. Возобновление мирного процесса в Палестине может сыграть важную роль в этом проекте: он должен предполагать тесное сотрудничество между Соединенными Штатами, Европой и умеренными арабскими странами. Иран следует поддерживать в его стремлении действовать как страна, а не как провокатор. Содержательная дипломатия в отношении Ирана очень важна для строительства более перспективного региона, но при условии, если Иран не начнет думать, что способен в рамках этого процесса смоделировать будущее под себя.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях