Статьи по дате

Süddeutsche Zeitung | 6 декабря 2006 г.

Слабость Путина

Даниель Бресслер

Многочисленные заказные убийства выставляют Россию не в лучшем свете. Пришло время защитить демократию и статус правового государства. Однако даже при желании Путин не в состоянии этого сделать

Семь выстрелов, одни из которых был смертельным, стали роковыми для россиянина Александра Самойленко. Жертва убийства был генеральным директором одной газовой компании в городе Самаре на юге России. Он не был деятелем государственного масштаба. Однако его убийство стало плохим сигналом для всей страны, означая, что серия заказных убийств еще не окончена.

Журналистка Анна Политковская, банкир Александр Плохин, заместитель председателя Центробанка Андрей Козлов - эти трое, убитые за последние месяцы, стали самыми громкими жертвами. Однако каждый день в России совершается в среднем два заказных убийства. В империи Владимира Путина опасность угрожает прежде всего бизнесменам.

На это государство надеяться не приходится, и об этом свидетельствуют не только события минувших недель. Оно не защищает своих предпринимателей ни от коррупции, ни от киллеров. Система оказалась не такой успешной, какой она кажется при появлении на мировой арене.

Президент не несет ответственности за преступления наемных убийц, тем не менее, он в ответе за то, что большинство из них остаются безнаказанными. Сторонники Путина с отвращением говорят об эре его предшественника Бориса Ельцина. Путин положил конец хаосу, привнес в жизнь граждан порядок и безопасность, утверждают они.

Однако убийства Самойленко и Политковской заставляют усомниться в подобных заявлениях и укрепляют подозрение в том, что порядок Путина на самом деле безопасности не гарантирует. Став президентом, Путин пообещал установить "диктатуру закона". Тот, кто расценил это как стремление создать правовое государство, сейчас разочарован.

Путин хотел создать сильное государство, однако властью наделил в первую очередь государственных чиновников. Гигантский аппарат милиции и спецслужб не служит гражданам - он создан для того, чтобы их контролировать. Власти управляют страной, ничуть не опасаясь независимого правосудия или слишком критичных журналистов.

Путин централизировал власть в Москве, сосредоточив ее в руках немногих. Принятие решений непрозрачно. Страной руководит таинственный круг (или круги) внутри Кремля и около него. Это враги открытого общества.

Некоторые полагают, в том числе и на Западе, что у Путина просто не было другого выбора. У России нет традиций демократии и правового государства. Президент сначала должен был спасти государство от грозящего развала и поставить на место самовластных олигархов.

Некоторые европейские правительства даже с пониманием отнеслись к манипуляциям в ходе процесса против бывшего миллиардера Михаила Ходорковского, который был наказан за свое сопротивление системе Путина. Несомненно, Путин пришел во власть не в стране с традициями правового государства. Однако именно процесс над Ходорковским доказывает, что Путин и не стремился к созданию таких традиций. Там, где нет правового государства, господствует власть сильнейшего. По логике Путина именно это и является государством.

Да, Россия стремится как можно быстрее погасить свои долги. Верно и то, что благосостояние многих ее граждан растет. Однако это не заслуга авторитарного государства. В 1998 году цена за баррель нефти едва превышала 12 долларов. В настоящее время она взлетела почти до 60 долларов. Россия обязана своим богатством не мудрости Путина, а высоким доходам от продажи нефти и газа.

Набитая до отказа государственная казна способствует социальному миру, который несет в себе большой потенциал. Сейчас самое время защитить демократию и правовое государство. Однако, даже если бы Путин захотел, за оставшееся время он не в состоянии этого сделать. Он сделал ставки на спецслужбы, милицию и военных, в результате чего возникло такое хитроумное сплетение, которое, возможно, уже вышло из-под контроля самого Путина.

И поэтому передача власти в 2008 году лишь для проформы будет обставлена как выборы. В действительности уже сейчас различные кланы ведут ожесточенную борьбу, чтобы обеспечить себе после ухода Путина влияние и, прежде всего, доход. Некоторые преступления последних месяцев могут быть связаны с этой борьбой за власть. Заказные убийства, а также отравление бывшего агента КГБ Александра Литвиненко, исполненные в традициях спецслужб, в любом случае создают атмосферу смятения и страха.

Как бы то ни было, многие русские все равно видят опасность не в киллерах, а в критиках. Анна Политковская при жизни неоднократно становилась жертвой злонамеренной клеветы. Она была предостерегающим голосом совести, а таких людей в России воспринимают как отступников и в лучшем случае игнорируют. В этом и кроется слабость кажущегося таким сильным государства, которому не хватает свободных СМИ и дееспособного парламента.

Недееспособные бюрократы боятся только президента, но не общества. Однако президент не всезнающ и не всемогущ. Плохо то, что русские не знают, что действительно происходит за стенами Кремля. А еще хуже, что Путин просто не хочет видеть того, что происходит вне кремлевских стен.

Источник: Süddeutsche Zeitung


facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru