La Repubblica | 6 декабря 2007 г.
Ядерная программа: Ахмадинежад трубит победу
Ванна Ваннуччини
Безусловно, впервые президент Исламской Республики Иран восхваляет американские секретные службы по случаю "самой большой политической победы Ирана за последние сто лет". Триумфальный тон Ахмадинежада был предсказуем после того, как 16 американских секретных служб коренным образом изменили оценку, сформулированную два года назад: если в 2005 год они говорили о "высокой вероятности" осуществления Ираном военной программы, то сегодня столь же уверенно утверждают, что эта программа была заблокирована четыре года назад и пока не реактивирована.
"Этот доклад стал актом милосердия для тех, кто под фальшивыми предлогами создал атмосферу угроз, напряженности и тревоги", - сказал президент Ирана. "С Божьей помощью наш народ сопротивлялся, сопротивляется и будет сопротивляться до самого конца". И завершил свое выступление обычным лозунгом - мол, Иран "не отступит ни на йоту", и ему предстоит в самое ближайшее время построить 50 тысяч центрифуг (сейчас уже функционируют 3 тысячи), если страна хочет производить достаточно топлива, необходимого для обеспечения электричеством.
Естественно, часть доклада, в которой американские спецслужбы утверждают, что Тегеран действительно занимался реализацией военной программы до 2003 года, Ахмадинежад назвал попыткой Белого дома "переключить заднюю передачу, но при этом открыто не признавать свою ошибку". Между тем Буш может сказать то же самое и в отношении Исламской Республики: почему иранский режим никогда не признавал, более того - всегда отрицал существование такой программы, о которой, видимо, давно было известно МАГАТЭ. Иными словами, в отличие от Ирака, здесь только что выстреливший пистолет был, но дымок от выстрела развеялся еще в 2003 году.
"Иран еще должен ответить на множество вопросов: он должен сказать правду о своей программе и о своих действиях в прошлом, - сказал Джордж Буш, как только спустился с борта Air Force One в Омахе. - Иранцы должны сделать стратегический выбор: подробно рассказать о прошлой деятельности и прекратить обогащение урана - или продолжать следовать по пути международной изоляции, что не отвечает интересам иранского народа". По мнению американского президента, Иран продолжает оставаться угрозой, и поэтому необходимо еще больше наращивать усилия, чтобы помешать режиму аятолл обзавестись атомной бомбой.
Для России и Китая доклад стал подтверждением того, насколько верной была их прагматическая линия. Разве Путин не повторял постоянно, что "убедительные доказательства" существования военной программы отсутствуют? Российский президент призвал Тегеран сотрудничать с МАГАТЭ, прекратить обогащение урана и подчиниться требованиям ООН. Вместе с тем для России и Китая является очевидным, что Совет Безопасности "должен принять к сведению содержание доклада", как сказал министр иностранных дел России Лавров. Постоянный представитель КНР при ООН выразился еще более дипломатично: если Вашингтон все еще требует введения жестких санкций, мы все должны исходить из того, что ситуация изменилась.
Да, санкции, видимо, нужны, но легкие, и следует начать переговоры. В Тегеране отмечается более оптимистичный настрой, потому что в докладе, с одной стороны, говорится о секретах, которые аятоллы ни за что никогда бы не раскрыли, а с другой - утверждается, что режим "дезактивировался". В любом случае, катастрофический сценарий - иранская бомба или бомбардировка Ирана - в одночасье перестал существовать. Апокалипсис, хотя бы на время, отменяется.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях