Süddeutsche Zeitung | 6 декабря 2007 г.
Варианты решения для Приштины
Мартин Винтер
ЕС и НАТО хотят контролировать Косово во время движения края к независимости, чтобы предотвратить цепную реакцию
Чем ближе 10 декабря - день, когда официально будет объявлено о провале переговоров между сербами и косовскими албанцами, тем больше ЕС и НАТО понимают, что им придется сделать выбор из двух зол. Депутат Европарламента Гельмут Кюне (СДПГ) говорит так: какой ни сделай выбор, он будет либо плохой, либо очень плохой.
Очень плохой выбор - по мнению как европейцев, так и американцев - заключается в неконтролируемом провозглашении независимости Косово. Это может вызвать цепную реакцию по всем Балканам и придать импульс становлению новых сепаратистских движений. Поэтому пока теории решения по Косово сконцентрированы на "просто плохом" варианте - модели, которую Брюссель называет "контролируемая независимость".
Согласно этому плану, Приштина провозгласит независимость только тогда, когда будет решен вопрос по надзору за страной силами НАТО и ЕС. Но из-за того, что Москва не согласится на создание нового "протектората" (Кюне), в ЕС многие задаются вопросом, существует ли вообще международно-правовая база для нахождения натовских сил в новом государстве, направления туда европейского верховного комиссара и наделения сотрудников европейской полицейской миссии не только консультативными правами. После некоторых раздумий НАТО и ЕС ответили на этот вопрос положительно. Ключ к ответу они нашли в ооновской резолюции 1244 от 10 июня 1999 года, которая положила конец косовской войне и установила в сербской провинции надзор со стороны международного сообщества.
Вопрос трактовки
Но, поскольку в этой резолюции не говорится об окончательном статусе Косово и не подтверждается "территориальная целостность" республики Югославия, правопреемницей которой является Сербия, правительственные юристы интерпретировали текст до тех пор, пока не смогли сообщить политикам о результатах своей работы. Краеугольным камнем анализа стало утверждение, что признание территориальной целостности имеет в правовом отношении небольшой вес, поскольку о ней говорится "лишь в преамбуле к резолюции 1244". С другой стороны, резолюция действует до тех пор, пока Совбез ООН не примет другой - что из-за российской позиции кажется пока невозможным.
НАТО, согласно этой трактовке, может довольно неплохо обосновать свое дальнейшее присутствие в крае, поскольку Североатлантический альянс однозначно наделен, согласно резолюции 1244, функцией обеспечения военной безопасности в Косово. Посему министры иностранных дел стран НАТО, скорее всего, примут в пятницу решение, что силы Kfor останутся в Косово в случае провозглашения независимости.
В отличие от НАТО, с ЕС не все так просто, поскольку вышеупомянутая резолюция не возлагает на ЕС никаких задач, ведь на момент принятия резолюции в 1999 году у Евросоюза еще не было "Европейской политики в области безопасности и обороны", с помощью которой она должна справляться с кризисами и задействовать полицейские миссии. Как стало известно из Брюсселя, ЕС может руководствоваться лишь "косвенными" указаниями относительно права на передачу его представителю поста верховного комиссара, а также на присутствие в Косово представителей полицейской миссии.
При этом европейцам не обойтись без помощи генсека ООН Пан Ги Муна - резолюция 1244 наделяет его полномочиями по созданию в Косово гражданского управления при помощи "авторитетных международных организаций". Если Пан Ги Мун разрешит Брюсселю осуществлять свою миссию в Косово, это станет достаточной гарантией с точки зрения международного права, считают политики.
Когда в следующий понедельник на встрече министров иностранных дел ЕС, а затем на саммите ЕС (в будущую пятницу) будет обсуждаться косовская проблема, на повестке дня будут, прежде всего, два вопроса. Во-первых, как добиться от генсека ООН разрешения на проведение миссии, против которой у России, обладающей правом вето, наверняка есть возражения? И, во-вторых: как удержать Приштину от поспешных шагов?
Молчаливое согласие
Но тогда перед ЕС встает еще одна проблема: по меньшей мере три европейские страны отказываются признавать одностороннее провозглашение Приштиной независимости края. Поскольку европейская полицейская миссия может быть одобрена только единогласно, ЕС должен удержать критиков от вето и обеспечить их молчаливое согласие. Но, по мнению Брюсселя, это будет возможно лишь в том случае, если объявление о независимости пройдет под контролем ЕС и НАТО еще до признания европейскими государствами.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях