The New York Times | 6 декабря 2011 г.
НАТО и Россия могут обороняться сообща
Андерс Фог Расмуссен
"Стратегически важным" считает сотрудничество с Россией генеральный секретарь НАТО Андерс Фог Расмуссен. "У нас общие интересы в сфере безопасности, перед нами стоят одни и те же проблемы", - пишет он в статье для The International Herald Tribune.
Россия и НАТО к взаимной выгоде вместе борются с рядом угроз, таких как терроризм, пиратство, наркоторговля, нестабильная ситуация в Афганистане. В настоящее время все более актуальной становится "ракетная угроза", говорится в статье: "Более 30 государств работают над передовыми ракетными технологиями. У некоторых из них уже имеются баллистические ракеты, которые можно снарядить либо обычной боеголовкой, либо оружием массового поражения. Уже сегодня в зоне поражения находятся некоторые из наших крупных городов. Именно поэтому на [прошлогоднем] саммите в Лиссабоне [страны] НАТО договорились наращивать противоракетную оборону для защиты своего населения, территории и вооруженных сил. Такова наша позиция и сегодня".
В мае в Чикаго должен состояться очередной саммит НАТО. Расмуссен рассчитывает, что к этому времени будут готовы "первичные компоненты" системы командного управления противоракетной обороны НАТО, в создании которой, помимо США, участвуют Турция. Польша, Румыния, Испания, Нидерланды и Франция. "Пусть наше восприятие угроз на данный момент различается, но баллистические ракеты могут представлять опасность и для России. Поэтому имеет смысл сотрудничать в сфере обороны от них, для чего нужно создать две отдельные системы с общей задачей. Это имеет смысл сделать с практической, военной и политической точек зрения", - полагает генсек НАТО.
"Мы ясно дали понять, что наша система противоракетной обороны направлена не против России. Она предназначена для защиты состоящих в НАТО стран Европы от угроз за пределами Европы; это оборонительная система", - подчеркивает он и напоминает о "трех практически предложениях", которые призваны успокоить Россию. Во-первых, ей было предложено обмениваться информацией о ракетных испытаниях в рамках Совета Россия-НАТО; во-вторых, высказывалась идея совместных учений России и НАТО; наконец, существует проект создания двух центров противоракетной обороны, один из которых будет предназначен для обмена данными, другой - для обеспечения планирования.
Россия потребовала предоставить ей "юридические гарантии" того, что противоракетная оборона НАТО не представляет для нее угрозы. Такие гарантии существуют уже более 10 лет, возражает Расмуссен, и содержатся в Основополагающем акте о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Россией и НАТО (1997). Некоторые из недавних замечаний президента РФ Дмитрия Медведева "свидетельствуют о неправильном понимании системы [командного управления ПРО]", отмечает генсек, а планы размещения ракет в пограничных с Североатлантическим альянсом районах, с его точки зрения, "являются отражением риторики прошлого".
"Я, тем не менее, рад, что Медведев не исключил возможности продолжения диалога с НАТО по ПРО. Сотрудничество в сфере противоракетной обороны может коренным образом изменить обоюдные воззрения России и НАТО. В XXI веке конфронтация - не выход. Единственный реальный выход - в сотрудничестве", - подытоживает политик.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях