Le Temps | 6 декабря 2016 г.
Семилетняя Бана, которая показывала в "Твиттере" войну из Алеппо: новый аспект пропагандистской войны?
Оливье Перрен
"Бана аль-Абед была очень активна в социальной сети. Но два дня назад ее аккаунт в "Твиттере" внезапно замолчал после объявления об атаке. Отсюда усилились подозрения в манипуляциях общественным мнением, которые возникли некоторое время назад в рамках идеологической войны между странами Запада и сирийским режимом, поддерживаемым Россией", - пишет Оливье Перрен в Le Temps.
Девочка "показывала семейный сад, разрушенный бомбами, где она привыкла играть. Это было "раньше", в октябре. До того, как ситуация в сирийском Алеппо ухудшилась, став ежедневным театром военных действий и жестокостей, которые не щадят никого", говорится в статье.
"В обстановке уличной войны маленькая семилетняя Бана стала свидетелем каждодневной жизни в мученическом городе, "находящемся в осаде и под бомбежками в течение нескольких лет со стороны Башара Асада и российских войск", напоминает канал LCI. В "Твиттере" она рассказывала о лишениях, о стране, о бомбежках, о голоде, о нехватке питьевой воды. С помощью своей матери Фатимы, которая в интервью NBC и BBC объясняла, что этот аккаунт был открыт по просьбе маленькой девочки, "чтобы мир услышал наш голос", - передает Перрен.
"Но вдруг в воскресенье, 4 декабря, как утверждает CNN, Фатима опубликовала паническое послание на аккаунте своей дочери, вызвавшее подозрение в том, что она присвоила ее идентичность с самого начала: "Мы уверены, что армия вот-вот нас захватит. Увидимся в другой день, дорогой мир. До свидания", - пишет автор статьи.
"И потом тишина. Более 200 тыс. пользователей интернета, которые следили за аккаунтом Баны, забеспокоились - побочный эффект, привычный для социальных сетей - и после этого начались многочисленные спекуляции", - продолжает автор.
"И вдруг снова надежда. Новый твит, подписанный Фатимой, на аккаунте, который снова стал доступным, в понедельник, 5 декабря. "Послание не совсем обнадеживающее, но оно вроде подтверждает, что она и ее дочь еще живы", - уверяет источник BBC: "Мы атакованы. Нам некуда идти, каждая минута похожа на смерть. Молитесь за нас. До свидания".
"Аккаунт Баны был взломан или на короткое время добровольно отключен из соображений безопасности, чтобы снизить риск для матери и дочери быть замеченными? Это останется тайной", - продолжает автор.
"Достоверность аккаунта Баны стала предметом бурных дебатов в "Твиттере" - пользователи сети заподозрили троллинг. То же самое в пророссийских СМИ, таких как Sputnik, которые бродят по волнам "пост-правды", провозглашенной Дональдом Трампом", - считает автор.
"Тем временем Sputnik уже насмехался, как это возможно, чтобы юная сирийка семи лет от роду смогла "найти время в совершенстве выучить английский язык и сформулировать обдуманную позицию". Словно случайно прозападную", - продолжает автор.
"Красивая трагическая история" на фоне осмеянной наивности и нейтральности человеческого послания, этот аккаунт в "Твиттере", несомненно, стал инструментом пропаганды, направленной против сирийского режима и против России. Но также - это очевидно - и "контрпропаганды", как указывает Radio France Internationale (RFI), против тех СМИ, которые говорят о "фейке", "о манипуляции воюющих". Бана эль-Абед действительно живет в аду в Алеппо? "Невозможно это утверждать", - отвечает RFI Франсуа-Бернар Юиг из Института международных и стратегических исследований (IRIS), руководитель Обсерватории геостратегической информации.
Но, если им верить, возбудить интерес международного общественного мнения - не единственная цель: "Это укрепляет сообщества, которые воюют онлайн, которые углубляются в свою правду, которые подвергаются воздействию информации или картинок, призванных демонизировать противника и признать невиновным их лагерь".
Кибердиссидентство уже не такое, каким оно было раньше, говорится в статье. Это объясняется превращением социальных сетей в инструмент, используемый в определенных целях. Падающие режимы во время "арабской весны" пытались их отрезать, оттого что именно там выражалось "кибердиссидентство", неизбежно демократическое и прозападное, но в Сирии стало очевидно, что соцсети используют обе стороны, пишет автор.
"Вкратце: пропаганда вызывает контрпропаганду, которая вызывает контрконтрпропаганду и т.д. Отсюда сложность разобраться, где правда, а где ложь. Но если Бана - это реальная Бана и все по-честному, то бедная маленькая Бана..." - заключает Перрен.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях