Asahi | 6 февраля 2003 г.
Японскому телевидению ? 50 лет
Хироси Хамота
Не будет преуменьшением сказать, что телевизор, который мы давно считаем естественным предметом повседневного обихода, в свое время произвел революционный переворот в жизни каждого человека, обрушив на него гигантский поток информации: новостей, драм, спортивных состязаний, музыки, рекламы и бесконечное разнообразие развлекательных программ. И справедливо можно отметить, что в течение последних пяти десятилетий, начиная с первых трансляций в Японии, телевидение коснулось жизни и простых рабочих, и знаменитостей, и политических деятелей, и даже императорской семьи. Сегодня мы говорим о людях, благодаря которым все это произошло.
Кто бы мог подумать, что небольшой ящик, который появился у нас в гостиных 50 лет назад, настолько изменит нашу жизнь?
1 февраля 1953 года в 14.00 в Японии вышла в эфир первая телевизионная передача. Это было время, когда страна переживала переход от послевоенной "реформы" к "реконструкции" государства и экономики.
Началось все так: "Вы смотрите телевидение Японии. В эфире ? программа канала NHK из Токио... ".
Эфир открыл Сэйдзюн Симура.
Спортивный комментатор Симура вошел в историю радио в 1943 году, когда провел прямой репортаж с токийского стадиона Дзингу. В тот момент по стадиону проходили торжественным маршем 350 тыс. студентов, отправлявшихся на войну.
Первый эфир прошел лишь с незначительными накладками.
Эфир продолжила торжественная речь Тэцуро Фуруаки ? президента Японской вещательной корпорации (NHK). Съемки проводились двумя камерами, изготовленными в научно-исследовательском центре NHK.
Фуруаки был явно взволнован. Напряжения было вызвано тем, что на эфире лично присутствовал премьер-министр Сигэру Ёсида - самый выдающийся политик послевоенной Японии. Ёсида был известен своей бюрократической надменностью и деспотичным характером.
Фуруаки очень волновался. Его речь должна была начаться со слов: "Мы имеем честь приветствовать в нашей студии высокого гостя, премьер-министра Ёсиду?". Но Фуруаки так разволновался, что от страха позабыл имя премьер-министра. Пауза угрожающе затянулась.
Тогда сотрудники, стоящие позади камер, взяли в руки крошечные мегафоны и хором произнесли устрашающим шепотом: "Ёсида! Это ? Ёсида!!"
Ровно через месяц после появления телевидения Ёсида был вынужден распустить свой пятый, и последний, кабинет министров.
В день первого эфира в студии собралось около 150 человек.
Рядом с премьер-министром сидели "политический тяжеловес" Такэтора Огата, бывший премьер-министр, и Бамбоку Оно, "королевская булавка" японской политики тех лет.
Молодой человек по имени Сёдзиро Симидзу носился по студии как ужаленный. Это позже он станет писателем, широко известным под именем Коси Курумидзава, и лауреатом премии Наоки.
Акира Аикава, отвечавший за эфир, не спал уже несколько ночей подряд. В день эфира он был очень раздраженным и постоянно ругал Симидзу и других ассистентов за медлительность.
Позже Аикава стал продюсером исторических драм на канале NHK.
А тем временем в небе над Токио кружился вертолет NHK. Когда он приземлился в парке Хибия, толпа работников компании собралась вокруг клоуна-талисмана, которого вынули из вертолета. Студия NHK в то время размещалась в квартале Утисаваи района Тиёда.
Волнение и радость в связи с первым телевизионным эфиром чувствовались повсеместно. Ресторан, расположенный недалеко от студии, даже настоял на том, что весь день будет бесплатно кормить и обслуживать всех сотрудников телекомпании.
После церемонии, посвященной началу вещания, две камеры были установлены снаружи, чтобы подготовиться к прямой трансляции вечерней музыкальной программы "Звезда этой недели".
Звездой в тот вечер была Сидзуко Касаги - молодая энергичная певица, которая исполнила множество самых популярных в то время песен, таких, как "Тоkyo Boogie Woogie". Программа транслировалась и по радио, и по телевидению.
Когда этот бесконечно длинный день подошел к концу, Aикава и его сотрудники радостно прыгнули в бассейн ресторана Омори. Они плескались в воде, как дети, и продолжали радоваться успеху. Наконец напряженность минувших дней начала спадать, и они опять могли спать спокойно.
Несмотря на достаточно скромные технические средства и невысокую зарплату, молодые сотрудники работали с огромным энтузиазмом и чувством ответственности.
К моменту выхода в эфир первой передачи заявку на трансляционное обслуживание сделали только 868 владельцев. Сначала программы принимали около 1 тысячи телеприемников в пределах Токио, некоторые без надлежащего качества. Телевизоры в основном импортировались из США или собирались вручную частными мастерами. Плата за пользование телетрансляцией составляла 200 иен в месяц.
Главным средством массового развлечения в те дни, конечно, было кино. Киноиндустрия как раз переживала период своего расцвета, и на этом фоне телевидение выглядело как малая форма кино.
В Соединенных Штатах корпорации NBC и CBS начали вещание в 1941 году - на двенадцать лет раньше, чем Япония. Телевидение в США распространилось тоже раньше ? к 1950 году телевизоры имели уже более 3 млн человек.
Чтобы преодолеть это отставание как можно быстрее, корпорация NHK пригласила из США выпускника Гарвардского университета, работавшего в одной из компаний коммерческого телевидения. Он должен был руководить выпуском программ.
С 1991 года в течение шести лет президентом NHK являлся Mикио Кавагути. Во время памятной первой трансляции он был еще молодым специалистом, работавшим в NHK третий год, и только постигал специфику работы на радиостудии в Фукуока. В феврале 1953-го его неожиданно вызвали в Токио и поручили производство телевизионных программ. Кавагути был потрясен и постоянно спрашивал: "Почему меня?"
В том же году было решено, что популярная музыкальная программа "Кохаку утагассэн", которую традиционно передавали по радио в канун Нового года, будет транслироваться и по телевидению.
28 августа 1953 года вышла в эфир и первая коммерческая телекомпания Японии - NTV (Nippon Television). Она дала и первую телевизионную рекламу ? о часах фирмы Seiko.
Хисаэ Катаока, молодая сотрудница, только что окончившая университет, отвечала за выплату гонорара исполнителям рекламного сюжета. Она вспоминает: "Почти все они были новичками на телевидении. Когда я вручала им конверты с несколькими сотнями иен внутри, каждый был искренне рад. Я помню, как учтиво все благодарили меня. Я тоже была счастлива?"
Мацутаро Сёрики, первый президент NTV, энергично лоббировал интересы телевидения, призывая политиков поддержать создание коммерческого вещания. Было нелегко, но он ни разу не дрогнул. Он всегда верил в то, что телевидение будет самым популярным из всех массовых развлечений.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях