Статьи по дате

International Herald Tribune | 6 февраля 2003 г.

Торговые центры превращаются в место досуга, что говорит о переменах к лучшему

Сабрина Тавернайз

Москва. Они выходят из автобусов-челноков и стайками собираются на том этаже, где закусочные. Часами играют в видеоигры в магазине компьютеров "Союз". Они - московские moll rats (люди, которые много времени проводят в торговых центрах; так назывался и фильм Кевина Смита. - прим.пер.).

Такие типажи и места их обитания - пока еще редкость в Москве. Первый торговый центр западного типа (молл) - безвкусное, а-ля мавзолей, сборище дорогих магазинов, построенное в 1997 г. под одной из центральных площадей, - напоминает скорее музей. Но теперь турецкая торговая сеть открывает подобные центры в плотно заселенных московских "спальных районах".

В российской столице 21 торговый центр, то есть по одному на каждые 500 тыс. человек, что не дотягивает даже до Варшавы, которая в пять раз меньше.

Понемногу, однако же, торговые центры входят в моду. Скамейки, аллеи и закусочные в холодную погоду становятся хорошей заменой привычным местам сборищ - паркам и Старому Арбату. Спеша уйти от серой субботней слякоти, подростки впрыгивают в автобусы, идущие к новому торговому центру "Мега-молл" на Юго-Западе Москвы.

"Это отличное место, где можно отдохнуть от родителей, - говорит там 16-летний Анвар Ильясов, один из парней, толпящихся у Sony PlayStation в магазине электроники. - Мне рассказали о нем друзья".

В советские времена, разумеется, родители этих парней делали покупки в убогих универмагах. Вполне понятно, что поначалу они отнеслись к торговым центрам со скепсисом, полагая, что там все только для богатых. В самом деле, после того, как Советский Союз рухнул в 1991 г., старшее поколение переместилось на уличные рынки, где даже зимой у полотняных палаток болтается на ветру

вывешенная на продажу одежда, а капустные кочаны продают прямо из грузовиков.

"У людей такое отношение к этим магазинам, что они боятся сюда даже войти", - сказал Станислав Тищенко, менеджер нового московского торгового центра.

Но экономика развивается, зарплата - особенно в Москве - растет. Уличные рынки закрывают - их теперь всего 167, это треть от числа тех, что работали в 1999 г. В прошлом месяце городские власти закрыли два самых популярных рынка.

"Случись это пять лет назад, был бы мятеж, - говорит Мария Волькенштейн, социолог центра маркетинговых исследований Validata Market Research, - а сейчас нормой становятся торговые центры".

Подростки уже не помнят магазинной агонии советских времен. При вопросе об очередях их лица выражают недоумение. В отличие от родителей, которым не приходилось особенно выбирать, окружающая их среда - капитализм в период его становления.

Они обожают американскую культуру, но презирают американских политиков. Алексей Шуленин, в рубашке от Nike и мешковатых джинсах, выглядит в точности как любой американский школьник. Об американской музыке и фильмах он говорит взахлеб.

Но есть и другие, более спокойные формы лести. Слово "шоппинг" проникло в разговорную речь москвичей. Один из крупных торговых центов, открывшийся в прошлом году, назван WayMart, всего одной буквой отличаясь от гигантской американской сети Wal-Mart.

Проигрывая в количестве, московские моллы компенсируют это размахом. "Мега-молл" - самый большой торговый центр в Восточной Европе, хотя он и меньше, чем большинство аналогичных американских заведений. Под его крышей разместился каток, и с тех пор, как центр в прошлом месяце открылся, его посетили полтора миллиона человек, говорит пресс-секретарь Ольга Стариченко.

Посетители, согласно проведенным там маркетинговым исследованиям, - люди в возрасте от 25 до 45 лет. Большинство по доходам относится к верхней части московской среднестатистической зарплаты, что означает, что их ежемесячный заработок - от 300 до 400 долларов. Москвичи получают в два раза больше среднего показателя по всей России.

Некоторые из старшеклассников подрабатывают после школы - нечто неслыханное для их родителей. Кристина Хлысталова, 16 лет, раздает рекламные листовки у станций метро, к большому огорчению своей матери.

"В Москве сейчас легко найти работу, - говорит Евгения Костомарова, которая работает в магазине компьютеров. - Надо проявить немного инициативы, и продвигаться по службе можно без всяких личных контактов с боссом".

Пока рановато судить, насколько изменятся привычки россиян. Традиция сложилась так, что они всегда ехали за покупками в центр. Теперь, поскольку у многих есть машины, новые торговые центры приманивают людей на городские окраины, подобно тому, как это происходит в США.

В торговом центре, расположенном на Каширском шоссе, Хлысталова и ее подруги обсуждают свои дела за гамбургерами и жареной картошкой. Ничего тут нет особенного, соглашаются они: "Просто это место, куда мы ходим, когда скучно".



facebook

Inopressa: Иностранная пресса о событиях в России и в мире
При любом использовании материалов сайта гиперссылка (hyperlink) на InoPressa.ru обязательна.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях
© 1999-2024 InoPressa.ru