Le Temps | 6 февраля 2003 г.
Вашингтон согласен, что Северная Корея "хуже", чем Ирак, но продолжает выступать за диалог
Фредерик Коллер
Ирак и Северная Корея обе принадлежат (наряду с Ираном) к "оси зла", в соответствии с определением Джорджа Буша. Но если "время не терпит" с решением участи Саддама Хусейна, подозреваемого в обладании химическим оружием, Вашингтон хочет договариваться со сталинистским режимом Ким Чен Ира, обвиняемого в работе над созданием ядерного оружия. Как объясняет американская администрация, Северная Корея "хуже" чем Ирак с точки зрения проблемы распространения оружия массового поражения, однако угроза, которую представляет Багдад для своих соседей, носит более "непосредственный" характер. По мере того, как между Вашингтоном и Пхеньяном растет напряженность, многие, в том числе в стане республиканцев, задаются вопросом: откуда такая разница в подходах?
Во вторник, выступая перед комиссией американского Сената по международным делам, заместитель госсекретаря США Ричард Армитидж пояснил, что Северная Корея продолжает программу обогащения урана с тем, чтобы продавать ядерное сырье военного назначения "бандитским государствам" и "террористическим организациям". В ближайшие месяцы, сказал он, Пхеньян может получить на своей станции в Ёнбене 25?30 кг плутония, что достаточно для производства шести атомных бомб. Тем не менее Ричард Армитидж отказывается говорить о кризисе и говорит лишь о "большой проблеме".
Похоже, США готовы даже пойти на определенные уступки, чтобы успокоить "дорогого вождя" Ким Чен Ира, усиливающего нажим. Десять дней назад госсекретарь Колин Пауэлл говорил в Давосе о необходимости диалога и привлечении ООН к поискам выхода из ситуации. Пхеньян тут же выступил с осуждением этого "манерва", направленного на интернационализацию конфликта. Корея требует подписания с США пакта о ненападении, что, как она утверждает, позволит снять вопрос. Не сказав об этом прямо, Ричард Армитидж сделал шаг в пользу такого дипломатического решения. Теперь он говорит о "необходимости прямого диалога".
Как оправдать совершенно другой подход к Ираку? "Мы не вполне уверены в мотивах Ким Чен Ира, ? объясняет Ричард Армитидж. ? Я думаю, что он хочет воспользоваться ситуацией, чтобы извлечь из нее экономическую выгоду". Иное дело ? Саддам Хусейн, который хочет "запугать" своих соседей и "нападать" на них. Такое объяснение удовлетворяет далеко не всех. "США просто хотят сохранить Северную Корею под контролем, чтобы акция против нее не совпала с акцией в Ираке", ? поясняет западный дипломат, аккредитованный в Пекине. Вопреки тому, что говорил в декабре министр обороны США Дональд Рамсфельд, Вашингтон не может позволить себе вести две войны одновременно.
США знают также, что региональный контекст у двух кризисов совершенно разный. Кроме Израиля, ни одно соседнее государство не ощущает прямой угрозы в случае атаки против Багдада. Иначе обстоит дело на Корейском полуострове. Япония и Корея не хотят рисковать, сознавая реальность северокорейской угрозы. К тому же ни Москва, ни Пекин не хотели бы такого конфликта вблизи своих границ.
Все же, чтобы не дать Пхеньяну возможность "воспользоваться" войной в Ираке в целях шантажа, Пентагон заявил в начале недели, что 24 бомбардировщика Б-52 и Б-1 приведены в состояние боевой готовности на случай возможного вмешательства в Тихом океане. Ответ не заставил себя ждать: "В этих условиях, ? заявило северокорейское агентство KCNA, ? наша армия и наш народ не имеют другого выбора, кроме как принять дополнительные меры самозащиты".
Тем временем Сеул продолжает контакты с Пхеньяном и Вашингтоном, пытаясь найти дипломатическое решение кризиса. В подтверждение того, что еще не все потеряно, вчера, впервые с 1945 года, группа из 107 южных корейцев пересекли границу на автобусах с целью посещения туристического объекта.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях