The Wall Street Journal | 6 февраля 2003 г.
Германия оказалась в изоляции и не сможет повлиять на дискуссии в ООН по вопросу об Ираке
Кристофер Роудс, Филип Шишкин
В среду Германия приняла на себя символическую роль председателя Совета Безопасности ООН, но антивоенная позиция канцлера Герхарда Шредера вряд ли даст крупнейшему европейскому государству возможность повлиять на результат дискуссий об Ираке.
Шредер заявил, что не будет выступать за военный конфликт, даже если Совет Безопасности, выслушав заявление США, примет резолюцию в поддержку войны. По мнению аналитиков и дипломатов, тем самым Германия, по сути, отстранилась от участия в дискуссии, ходом которой она будет руководить.
"Проблема не в том, что Германия не поддерживает США, - сказал Томас Риссе, профессор международных отношений берлинского Свободного университета. - В этом нет ничего необычного. Речь идет о добровольной изоляции, которая не дает возможности пользоваться имеющимися инструментами".
В результате Германия, страна, которая в прошлом всегда выступала за многостороннюю политику, государство с гордой историей борьбы за европейскую интеграцию после Второй мировой войны, оказалась в дипломатической изоляции.
Риссе и другие аналитики считают: если Германия хочет предотвратить войну, то, выступая против принятия какой-либо резолюции ООН, она ограничила себе поле для маневра до такой степени, что вообще не сможет повлиять на ход переговоров.
"Правительство Германии загнало себя в угол, - сказал генерал в отставке Клаус Науманн, бывший командир НАТО. - Это серьезная помеха для страны, занимающей пост председателя".
Если пять постоянных членов совета - США, Великобритания, Россия, Китай и Франция - утвердят резолюцию о применении военной силы, то, как показывает опыт, скорее всего, их поддержат десять временных членов. Аналитики предполагают, что Германия не будет призывать временных членов проголосовать против, потому что это приведет к серьезному конфликту не только с США, но с ключевыми европейскими союзниками, например с Францией.
Юльрике Герот, глава отдела по делам ЕС в Немецком совете по международным отношениям в Берлине, сравнил жесткую позицию Германии с более искусным подходом Франции. Она сказала, что впечатление, будто Франция объединилась с Германией, не соответствует действительности. Французы говорят, что вместе с немцами выступают против войны, но при этом они оставили открытым вопрос о поддержке резолюции ООН.
Во вторник Франция заявила, что ее атомный авианосец "Шарль де Голль" покинул порт Тулона и примет участие в учениях в Средиземном море. Члены немецкой правящей коалиции выразили нежелание передать союзнику по НАТО Турции даже такое чисто оборонительное оружие, как ракеты "Патриот".
"Франция действовала очень ловко и сумела занять ключевую позицию", - считает Герот. Франция выступает в роли посредника между премьер-министром Великобритании Тони Блэром, ревностным сторонником США, и Шредером, тоже занимающим твердую позицию.
После встречи с Блэром президент Франции Жак Ширак еще раз заявил, что выступает против войны в том случае, если военным инспекторам ООН не будет предоставлено больше времени на поиски запрещенного оружия в Ираке. Он не уточнил, будет ли Франция пользоваться своим правом вето и блокировать резолюцию.
Председательство в Совете Безопасности - это символический и административный пост. Члены Совета Безопасности выполняют эту функцию по очереди в алфавитном порядке. Каждый месяц председателем становится новое государство. Страна-председатель получает возможность влиять на ход дискуссий, на их программу, выступать в качестве посредника между различными государствами в ходе неформальных бесед.
Германия отклонилась с пути, которым она следовала в течение последних десятилетий, укрепляя свои связи с различными европейскими учреждениями и структурами. Даже переход на евро - процесс, которым дирижировал немецкий канцлер Гельмут Коль, - был в первую очередь геополитическим маневром. Берлин пытался навечно привязать себя к своим соседям и предотвратить вероятность серьезной войны с участием Германии.
При Шредере Германия начала проводить более уверенную внешнюю политику. Страна посылала войска на Балканы и в Афганистан. Но, по мнению аналитиков, позиция по Ираку, занятая Шредером в ходе предвыборной кампании, которая прошла в сентябре прошлого года, мешает стране развить успех. "Германия хочет стать постоянным членом Совета Безопасности, но сейчас она как никогда далека от этой цели", - заметил Гари Смит, исполнительный директор берлинской Американской академии - учреждения, занимающегося укреплением трансатлантических связей.
Несмотря на дипломатический ущерб, который наносит стране такая позиция, многие немцы поддерживают Шредера. "Дело не только в Ираке, - считает Джеффри Гедмин, директор берлинского Аспенского института. - Германия хочет освободиться от влияния США". Недавно, после одного из выступлений Шредера, молодая девушка объявила, обращаясь к толпе собравшихся, что впервые в жизни испытала чувство гордости за Германию. Когда канцлер спросил о причине, она ответила: "Потому что мы бросили вызов американцам".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях