The Times | 6 февраля 2006 г.
Русская рулетка
Редакция
Передача на рассмотрение Совета Безопасности ООН иранского ядерного досье стала таким шагом, который был и неизбежен, и необходим. Это решение, принятое Международным агентством по атомной энергии в субботу, не такое категоричное, как это может показаться на первый взгляд. Выработан ряд предварительных условий, при которых иранский вопрос может быть снят с повестки дня, и в то же время позволено передать иранский вопрос на рассмотрение Совета Безопасности ООН до следующего заседания МАГАТЭ, которое состоится 6 марта в Вене.
Не только страны - лидеры МАГАТЭ, но также и ряд других стран, представленных в Совете управляющих, хотели бы, чтобы до 6 марта удалось заключить соглашение, улаживающее ситуацию. Возможно, кризис удастся разрешить в случае, если Москва и Тегеран сумеют достичь соглашения по обогащению в России ядерного топлива для дальнейшего его использования в Иране.
Понятно, что такой способ решения проблемы внушает большие надежды. Но Иран может и отказаться - этот вариант вряд ли кажется ему таким уж привлекательным. Мысль о том, что этот чрезвычайно ненадежный режим способен получить в свое распоряжение ядерное оружие, кажется ужасной. Трудно предположить, что Иран мечтает об атомной бомбе исключительно как о статусном символе или средстве сдерживания. К примеру, Израиль опасается того, что если иранское духовенство получит в свое распоряжение ядерное оружие, то оно не будет с таким же уважением относиться к правилам поведения ядерных держав, знающих, что война неизбежно приведет к взаимному уничтожению, как противоборствующие стороны эпохи "холодной войны".
Главная задача - не допустить того, чтобы Иран получил ядерное оружие. Есть разные оценки того, сколько времени ушло бы на создание ядерной бомбы у Ирана, если выпустить эту страну из-под контроля: от нескольких месяцев до более чем десяти лет. Есть сомнения в том, что "хирургические удары" по иранским объектам смогли бы свести эту угрозу на нет, попытка добиться смены режима путем полномасштабной военной интервенции также кажется трудноосуществимой.
Между тем оптимисты утверждают, что относительно молодое население Ирана не будет мириться с безответственными фанатиками, такими как Махмуд Ахмадинежад, придерживающийся жесткой линии президент Ирана. К сожалению, неясно, может ли мировое сообщество позволить себе в этом вопросе такую роскошь, как затягивание времени.
По этой причине мир возлагает надежды на Россию. Вполне возможно достичь такого соглашения, которое бы позволило Ирану, несмотря на сделанные им сегодня заявления о приостановке добровольного сотрудничества с МАГАТЭ, начать вести себя по-другому, вызывая больше доверия к себе. Хотя существует опасность, что желание избежать чрезвычайно неудобной конфронтации с Ираном будет означать, что Европейский союз - в особенности - будет восхвалять и называть триумфом любой результат, которого Путин сможет достичь на переговорах.
Все более явным становится тот факт, что Москва понимает ту угрозу для ее безопасности, которую несет Иран, вооруженный ядерным оружием. Китай тоже начал более серьезно относиться к иранской проблеме, осознавая, что конфликт с Ираном поставит под угрозы поставки энергоресурсов в Китай.
Если Иран договорится об обогащении урана в России, то за этой деятельностью необходимо будет вести пристальное международное наблюдение. Чтобы свести на нет подозрения в том, что приобретенные иранскими учеными знания в этой области Иран попытается использовать на практике, потребуется более жесткая система контроля, чем существующая сегодня. Кроме того, нужно будет отказаться от того терпимого отношения, которого придерживается по отношению к Ирану глава МАГАТЭ Мухаммед аль-Барадеи.
Великобритания должна поддерживать Соединенные Штаты в отношении требования к России предоставить полный текст ее соглашения с Ираном, если такое соглашение будет заключено. Международное сообщество должно стремиться сделать все возможное для того, чтобы Иран не получил ядерное оружие, и не должно искать никаких "компромиссов", которые лишь отложат проблему на завтра.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях