Panorama | 6 января 2004 г.
Путин - человек, который пробудит Россию
Франческо Бигацци
Накануне своего переизбрания российских лидер решил переломить ситуацию. Он собирается ограничить власть олигархов, реформировать государственные органы и аппарат Кремля, дать импульс экономике путем приватизаций.
Владимир Владимирович Путин потратил почти весь первый президентский срок на достижение "реальных" целей, которые, по утверждению достоверных источников в Кремле, он поставил перед собой при первом избрании: создать собственную избирательную базу; уменьшить хаос в управлении и экономики, доставшийся в наследство от Бориса Ельцина; избавиться раз навсегда от "семьи" и заставить забыть, что именно кремлевские олигархи выбрали его, когда речь зашла о том, чтобы из ничего создать преемника для Ельцина.
Если в России не произойдет какой-нибудь новый политический катаклизм, то у Путина будет в распоряжение еще четыре года, чтобы выиграть битву, которая казалась проигрышной с самого начала: восстановить верховенство государства в борьбе с олигархами за контроль экономики и огромных богатств страны; способствовать доступу все большее широких слоев населения к частной собственности; установить демократическую преемственность, чтобы вне зависимости от того, кто придет к власти, реформы продолжались.
Сегодня у российского президента почти абсолютная власть, сравнимая с царской. Именно поэтому, в случае неудачи, у него не будет оправданий. С этой точки зрения в Москве все больше аналитиков рассматривают выборы 7 декабря как событие, которое открыло путь к рождению Второй российской республики. Но новую республику необходимо укреплять.
Вот приоритетные задачи, с которыми Путину придется столкнуться:
Государственные институты
План Кремля, направленный на то, чтобы получить конституционное большинство в Думе, сработал, превзойдя все ожидания: с одной стороны, громка победа президентской партии "Единая Россия", с другой - поражение, такое же громкое, коммунистов и полная неудача правых.
Конституция
Самый актуальный вопрос в России сейчас: начнет ли новая Дума вносить изменения в конституцию, чтобы дать президенту Путину возможность в третий раз выставить свою кандидатуру в 2008 году?
Борис Ельцин, в беседе с журналистами на своей избирательном участке заявил, что он "категорически против" изменения конституции, в том числе и в том, что касается президентского срока.
Первый и последний президент СССР Михаил Горбачев высказался менее категорично. В телевизионном интервью он сказал: "Почему бы и нет? Эту идею нельзя сразу отбрасывать. Сейчас еще слишком рано об этом говорить, но через четыре года четвертый срок может оказаться уместным и необходимым. И потом, не обязательно изменять конституцию. Могут быть найдены другие механизмы".
Однако домыслы о якобы существующих амбициях действующего президента очень раздражают Владимира Владимировича. Выступая на собрании Совета законодателей (орган, о существовании которого большинство не подозревало, поскольку он не собирался с 1999 года, когда был создан)
Путин пресек все дискуссии, заявив: "Необходимо прекратить все разговоры об изменении конституции". Он сказал это таким же резким и раздраженным тоном, каким несколько недель назад приказал сторонникам и защитникам самого богатого российского олигарха Михаила Ходорковского "прекратить истерику".
В речи на приеме в Кремле, посвященном десятилетию конституции, Путин подтвердит неприкасаемость основного закона.
Экономика
В России, не секрет, начинается новый колоссальный план приватизации, который затронет крупные государственные монополии, такие, как "Газпром". В то же время предусмотрено начало поступления крупных иностранных инвестиций в стратегические сектора.
Здесь, утверждают близкие к Кремлю источники, Путин решил играть на опережение. Он не мог мириться с тем, что олигархи будут продолжать разграблять российские ресурсы, одновременно претендуя на то, чтобы диктовать условия для доступа в Россию крупных мультинациональных корпораций.
Начало экономического роста вынуждает Россию диверсифицировать экономику, которая слишком зависит от сырья.
Кремль был вынужден выбирать между формами государственного контроля и абсолютным либерализмом. Министр финансов, первый вице-премьер Алексей Кудрин без замешательства заявил, что для России будет опасно продолжать зависеть от олигархов, от высоких цен на нефть, от раздутых банков и фальшивых банкротств.
С другой стороны, сразу после избрания, сам Путин заявил, что олигархи, как класс, исчезнут. Поэтому российский президент объявил о прекращении монополии "Газпрома" и, обращаясь к иностранным инвесторам, уточнил, что это произойдет в ближайшие месяцы, а не годы.
Приватизация коснется также предприятий, связанных с министерством обороны и другими силовыми министерствами. Эта существенная часть российской экономики, третья по размерам после энергетической отрасти и крупной промышленности, не была затронута первой волной приватизации.
Аппарат
Путин пришел в Кремль без базы, т.е. без партии и без близкого окружения. Перед тем как уступить власть, Ельцин вырвал у него обещание: на протяжении первого срока влиятельных лиц, близких к "семье", трогать не будут.
За неимением круга соратников, Путин стал окружать себя теми, кто мог обеспечить ему определенную безопасность: людьми из университетов и научных институтов Санкт-Петербурга, "северной столицы", где родился президент; людьми из спецслужб, которые прошли школу дисциплины и верности КГБ. Нет сомнения, что этот процесс, будучи уже в очень продвинутой стадии, завершится в ходе второго срока.
Но есть и риск. Конечно, это люди, преданные стране, с большим чувством долга и ненависти по отношению к господствующей коррупции. Однако, есть риск, что эта монолитность в конце концов приведет в восстановлению ненавидимого в России образа клана "семьи". Как раз того, с которым Путин так решительно борется, благодаря чему до сих пор пользуется большой поддержкой.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях