The Washington Post | 6 января 2006 г.
Газовый конфликт бросает тень на председательство России в "восьмерке"
Питер Финн и Джон Ворд Андерсон
2006 год должен был стать годом рекордных достижений для российской дипломатии. 1 января к России перешло годичное председательство в "большой восьмерке", причем она планирует акцентировать внимание в повестке дня G8 на проблеме "энергетической безопасности".
Главным событием этого года станет июльский саммит "восьмерки" в Санкт-Петербурге, родном городе Владимира Путина, в сезон белых ночей. На этом саммите российский президент будет выступать в роли председателя самого эксклюзивного клуба в мире, в который входят лидеры Соединенных Штатов, Канады, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Японии.
Но год для Путина - председателя G8 - начался плохо: российская государственная энергетическая компания "Газпром" прекратила поставки природного газа Украине 1 января в результате конфликта, связанного с ценами. Сокращения подачи газа в трубовод, который простирается от России до Франции, ощутили на себе многие страны Европы, которые получили меньшее топлива из России, чем обычно. В среду, 4 января, конфликт был урегулирован и поставки газа возобновились в прежнем объеме.
Госсекретарь США Кондолиза Райс в четверг, 5 января, заявила, что прекращение поставок газа на Украину "безусловно, продиктовано политическими мотивами", и сказала, что это поднимает вопрос о председательстве России в G8 и о ее роли в глобальной экономике.
Райс сказала, что Россия поступила "нелепо и нехорошо", оказав давление на Украину именно в день перехода к ней функций председателя G8. "Когда вы заявляете о том, что вы хотите стать частью глобальной экономики и обязуетесь вести себя ответственно в этой глобальной экономической системе, вы должны играть по правилам этой системы", - сказала Райс репортерам.
Правительства стран Евросоюза продемонстрировали похожую реакцию. "В столицах многих стран власти были, мягко говоря, удивлены, - сказал один из дипломатов ЕС, попросивший не называть его имени. - Люди ожидали от России в первый день председательства в ЕС другого отношения к ее соседям и к Западу, особенно в части энергоресурсов, которые делают Россию сильной мировой державой".
Многие в Западной Европе восприняли объяснение "Газпрома" по поводу решения повысить цены на поставляемый на Украину газ якобы коммерческими соображениями как попытку завуалировать политическую акцию. Эта акция заключалась в том, чтобы наказать новое правительство Украины за его политику, цель которой - вступление в НАТО и Евросоюз.
Членство России в "большой восьмерке" вызывает споры, начиная с самого вступления России в эту организацию в конце 1990-х годов. В последнее время эти споры усилились, поскольку правительство атаковало нефтяной гигант ЮКОС и приняло меры для того, чтобы взять под контроль деятельность общественных организаций.
"Путин сам себе стрельнул в ногу, - сказала о газовом конфликте Маргот Лайт, специалист по России, профессор Лондонской школы экономики. - Это запятнало репутацию России и как председателя "большой восьмерки", и как надежного поставщика энергоресурсов".
Недовольство по поводу отступления России от демократии при Путине привело к призывам исключить Россию из G8, в частности к этому призывают некоторые члены конгресса США. Но эти призывы вряд ли возымеют действие.
"Исключение России из "большой восьмерки" будет оскорблением огромного масштаба, - написал Бобо Ло, автор книги "Владимир Путин и эволюция российской внешней политики", в своей статье в июне 2005 года, после того, как основатель ЮКОСа Михаил Ходорковский был отправлен в места лишения свободы. - Это бы превратило Москву в парию на международной арене, лишило ее возможности участвовать в процессе принятия решений в мировом масштабе и выбросило на обочину цивилизации, где режим продолжал бы деградировать".
Когда расставшийся с иллюзиями советник Путина по экономическим вопросам Андрей Илларионов предпочел откланяться в конце прошлого месяца, он сказал, что Россия больше не является демократической страной и что он "абсолютно уверен" в том, что сегодня бы Россию не пригласили вступить в G8.
Но многие политики стран "большой восьмерки" все еще придерживаются тех соображений, благодаря которым Россия была принята в эту организацию - что лучше работать вместе с Россией ради того, какой эта страна может стать, чем
ставить России условия и увязывать ее членство в "восьмерке" с реальным состоянием демократии в России.
Для многих в Западной Европе роль России как ключевого поставщика энергоресурсов делает эту страну партнером, без которого нельзя обойтись, невзирая на то, в каком направлении Путин ведет страну. Сотрудничество с Россией продолжается и по ряду глобальных проблем, таких как ядерная программа Ирана и борьба с терроризмом.
Сегодня некоторые эксперты высказывают мнение, что конфликт с Украиной немного снизил агрессивность Кремля.
По словам нашего собеседника, европейского дипломата, во время конфликта между Россией и Украиной официальные заявления из западных столиц поощряли обе стороны к продолжению переговоров. "Но на неофициальном уровне, "между строк", россияне получили сообщение о том, что трудно понять, почему они начинают именно так позиционировать себя в роли одной из мировых держав, и это сообщение дошло до них очень быстро и заставило переосмыслить ситуацию".
В 1991 году советский президент Михаил Горбачев был впервые приглашен на саммит "большой восьмерки". Это стало символическим жестом поддержки горбачевских реформ - перестройки. Несколько месяцев спустя Советский Союз распался, но "восьмерка" продолжала приглашать на саммиты нового российского президента, Бориса Ельцина. В 1997 году, на саммите в Денвере G7 стала тем, что президент Билл Клинтон назвал "саммитом восьми". Принятие России в эту организацию помогло примирить Россию с расширением НАТО на восток и со вступлением в НАТО некоторых бывших членов Варшавского договора.
В 2002 году, на саммите G8 в Канаде Россию назначили хозяином саммита 2006 года. В то время этот шаг рассматривался как дипломатическая удача.
"Россия продемонстрировала свой потенциал в том, чтобы играть полноценную и важную роль в решении глобальных проблем, - такое заявление сделали лидеры G8 накануне передачи России функций председателя этой организации. - Это решение стало отражением необычайных экономических и демократических преобразований, которые произошли в России в последние годы, особенно при президенте Путине".
Сейчас на смену оптимистическому тону этого заявления пришли расчеты, в основе которых - соображения здравого смысла. "Западная Европа и, в частности, Германия, заинтересованы главным образом в предсказуемости, надежности и стабильности", - говорит Клаус Сегберз, профессор политологии из берлинского университета Free University.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях