Aktuell.ru | 6 июля 2004 г.
Засада у аптеки
Карстен Пакайзер
Трижды в неделю Наташа стоит перед Московским центром СПИДа, раздает бесплатные брошюры и презервативы и приглашает в группы взаимопомощи. Большая часть женщин проходит мимо, не обращая на нее внимание. Высокое здание бежевого цвета, стоящее неподалеку, предназначеное для пациентов, чья болезнь уже перешла в последнюю стадию, было построено совсем недавно. В нем 18 этажей.
"Мне кажется, что некоторым девочкам я могу помочь", - говорит Наташа, которая сама является ВИЧ-инфицированной. В качестве консультанта организации "СПИД Фонд Восток-Запад" она объясняет беременным женщинам, как они могут снизить риск передачи инфекции своим еще не родившимся детям.
Долгое время казалось, что в бывшем Советском Союзе болезнь, сопровождающаяся развитием иммунодефицита распространена не столь обширно, как в других регионах. Однако с середины 90-х годов эпидемия стала нарастать драматическими темпами, хотя в последние годы рост заболеваемости вновь несколько замедлился. СПИД в России все еще является болезнью наркоманов. Восемь из десяти недавно инфицированных заразились из-за того, что вместе с друзьями пользовались одним и тем же шприцем. По этой причине многие россияне считают, что их болезнь не коснется.
В последние годы неправительственные организации пытались организовать в Москве обмен шприцев. Но все их попытки наталкивались у московских чиновников на стену непонимания. "Невозможно найти кого-то, кто осмелился бы взять на себя ответственность за нечто подобное", - говорит Андрей, который пропагандирует идеи Фонда в среде наркоманов. Покупка стерильных шприцов слишком часто оказывается опасной, уверяет он. Поскольку у аптек часто дежурят милиционеры с целью задержать наркоманов или получить с них деньги.
"Официально в России с 1987 года было зарегистрировано 280 тысяч ВИЧ-инфицированных, - приводит статистические данные главный санитарный врач России Геннадий Онищенко, - за это время из них скончалось 4500 человек, однако лишь 740 непосредственно от СПИДа". Ни в одной другой стране средняя продолжительность периода от момента заражения до заболевания СПИДом не является такой большой, говорит главный санитарный врач, отмечая это как заслугу российских медиков. По неофициальным данным, сегодня в России больше миллиона инфицированных.
У Ивана, который, раздевшись до пояса, подставил свое тело солнцу во дворе перед серым московским домом, печальный опыт лечения СПИДа в России. Дважды он сидел в особом тюремном корпусе для больных, потому что его ловили с наркотиками. "В тюрьме вообще не дают никаких лекарств, кроме анальгина, - говорит он с горечью в голосе. - Полтаблетки - в рот, другую половину - в зад". Что с ним будет дальше, Иван не знает. Все его знакомые заражены, многие уже умерли, рассказывает он. СПИД, гепатит, передоз, самоубийство, перечисляет он причины.
С тех пор как весной 2004 года были внесены поправки в уголовный кодекс, наркоманов, имеющих при себе, как Иван, дозу для личного употребления, больше не сажают в тюрьму. Из-за отсутствия медицинского обслуживания и отвратительных санитарно-гигиеничных условий в переполненных камерах для многих ВИЧ-инфицированных пребывание в тюрьме равнялось пожизненному заключению.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях