Libération | 6 июля 2005 г.
Китай хочет получить доступ к российскому нефтяному крану
Виржини Перенон
Китайский президент Ху Цзиньтао всерьез присматривается к сибирскому черному золоту и не экономит усилий, когда речь заходит о поиске источников нефти. Ибо несмотря на то, что китайская экономика демонстрирует поистине чудесные темпы роста, наследник Цзян Цзэминя никогда не забывает о главной трудности своей страны - нехватке энергетических ресурсов, в частности нефти.
Приехав в конце прошлой недели с официальным визитом в Россию - четвертым за три года, - Ху Цзиньтао ставил перед собой цель уговорить Владимира Путина построить стратегический нефтепровод, который позволил бы снабжать сибирской нефтью север Китая. Пока неизвестно, был ли он для этого достаточно красноречив, но в результате визита, продолжавшегося четыре дня, российская государственная компания "Роснефть" и лидирующая в этом секторе китайская компания China National Petroleum Corp подписали "соглашение о долгосрочном сотрудничестве".
Потребности Китая в черном золоте все время возрастают. Более десяти лет тому назад страна полностью обеспечивала себя в энергетическом плане. Сегодня она является крупнейшим в мире после США импортером энергии. Как отмечает профессор МГИМО Сергей Лузянин, специалист по Китаю, "стране ежегодно приходится ввозить не менее 90 - 100 млн тонн нефти". Это колоссальный объем, но и он не обеспечивает всех потребностей Китая. В результате "треть предприятий не работает на полную мощность". В перспективе это угрожает замедлением темпов экономического роста. Между тем президент Ху Цзиньтао к 2020 году хочет увеличить китайский ВВП в четыре раза...
Ситуация с самого начала складывалась не в пользу китайцев. В декабре 2004 года, поколебавшись между двумя вариантами - прокладывать нефтепровод к границам Китая или в направлении Японии, - русские в конечном счете сделали выбор в пользу тихоокеанского побережья, к великому неудовольствию китайцев. Споры вокруг маршрута трубы оказали влияние на дело ЮКОСа: разоренный миллиардер Михаил Ходорковский, недавно приговоренный к 9 годам тюрьмы, выступал именно за прокладку нефтепровода в Китай. Эту позицию сочли опасной и власть, и государственная нефтяная монополия "Транснефть".
Хотя, как считает Тома Гомар, руководитель программы "Россия - СНГ" во Французском институте международных отношений, в конце 2004 года маршрут был официально утвержден, "российские власти под давлением китайцев, похоже, начинают его пересматривать". В перспективе в Иркутской области вполне может появиться ветка, идущая к Китаю. Эта часть нефтепровода может быть построена даже быстрее, чем труба выйдет к берегу Тихого океана. По мнению Тома Гомара, это "дело трех-четырех лет".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях