Tagesspiegel | 6 июля 2006 г.
Босния решает вопрос о компенсации женщинам, подвергшимся в ходе войны насилию
Каролине Фетчер
Босния станет первым государством, которое официально признает сексуальное насилие военным преступлением
Это станет политическим прорывом для изнасилованных женщин в послевоенной Боснии и Герцеговине. По всей вероятности, парламент в Сараево впервые официально признает их военными жертвами. Соответствующее предложение было внесено на рассмотрение в парламент. В обществе, где сильны патриархальные устои, изнасилованные женщины становились изгоями и могли рассчитывать на пенсию по инвалидности от 70 до 200 евро в зависимости от причиненного их здоровью вреда. Рассмотрение подобного предложения уже несколько раз отклонялось. То обстоятельство, что депутаты наконец решились на обсуждение, многие эксперты расценивают как сигнал к тому, что принятие предложения - это вопрос времени.
Организация Medica Mondiale, которая в течение нескольких лет ведет активную кампанию за права жертв военного сексуального насилия, видит успех в принятии подобного предложения на рассмотрение парламентом. "Для нашей акции катализатором стал фильм "Тайна Эсмы", - рассказала председатель организации Моника Хаузер в интервью Tagesspiegel. Этот фильм стал призером Берлинского кинофестиваля в этом году, где он получил "Золотого медведя". В четверг состоится премьера этого фильма в кинотеатрах. В нем рассказывается история женщины, которая должна открыть своей дочери тайну ее появления на свет. Отец девочки - сербский солдат, она была зачата в результате изнасилования. Medica Mondiale считает, что немаловажную роль в том, что изнасилованные женщины будут официально признаны жертвами военных преступлений, сыграла проводимая ими кампания в поддержку фильма, снятого 32-летним режиссером Ясмилой Жбанич. В поддержку кампании было собрано 100 тыс. подписей. Кристиан Шварц-Шиллинг, спецпредставитель европейского сообщества в Боснии и Герцеговине, а также Дорис Пак из Европарламента способствовали признанию прав тех, кто выжил после насилия времен войны. Несколько лет сеть боснийских гуманитарных организаций под руководством Medica Mondiale и входящего в состав этой организации медицинского центра Medica Zenica выступают за признание прав изнасилованных женщин.
Такие эксперты, как основатель Medica Хаузер, уверены в том, что для боснийского парламента дороги назад нет. По оценкам Гаагского трибунала по бывшей Югославии, в ходе войны было изнасиловано около 20 тыс. боснийских женщин, Босния считает, что их было 60 тыс., а по словам Хаузер, "судя по нашим эмпирическим сведениям, их было гораздо больше". По ее мнению, стало "революционным прорывом то, что, наконец, в послевоенном регионе сексуальное насилие признают как нарушение прав человека".
Несмотря на то, что в истории человечества испокон веков существует практика насилования женщин противника, Гаагский трибунал впервые за всю историю в 2001 году квалифицировал так называемое "дело Фочи" (по названию города, в котором три боснийских серба принуждали к сексуальному рабству мусульманских женщин во время войны в Боснии и Герцеговине. - Прим. ред.) как военное преступление. Обвиняемыми по этому делу проходили боснийские сербы - военные Драголюб Кунарач, Радомир Ковач и Зоран Вукович. Они приговорены Международным трибуналом к 28, 20 и 12 годам лишения свободы соответственно. Значительную роль в том, что это дело создало прецедент в качестве военного преступления и преступлений против человечности, сыграла выступавшая на стороне главного обвинителя Гаагского трибунала Карлы дель Понте обвинитель из Бохума Хильдегард Уэртц-Ретцлафф. По словам Моники Хаузер, "до этого момента изнасилования и унизительные пытки женщин, длившиеся порой неделями и месяцами, никогда еще за всю историю не становились предметом рассмотрения на процессах по военным преступлениям". "Классическими" военными преступлениями считались массовые убийства и геноцид, а также мародерство, расхищение и уничтожение культурных ценностей.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях