The Christian Science Monitor | 6 июля 2007 г.
Лимонов и НПБ противостоят Кремлю
Фред Уэйр
Эдуарда Лимонова называли фашистом, коммунистом и ультранационалистом. Кремль неоднократно запрещал его левую Национал-большевистскую партию, которую он возглавляет, называя ее "экстремистской" организацией, и арестовывал более сотни его активистов.
Однако в прошлом году Лимонов и его преимущественно молодые последователи были опорой движения "Другая Россия", продемократической коалиции во главе с чемпионом мира по шахматам Гарри Каспаровым. "Другая Россия" провела серию громких уличных митингов, нацеленных на то, чтобы заставить Кремль сделать приближающиеся парламентские и президентские выборы открытыми и свободными.
"Кремль боится нас, потому что они думают, что наша партия может стать авангардом российской "оранжевой революции", - говорит Лимонов, писатель в очках и с козлиной бородкой, который жил в США, а затем, в 1990-х, вернулся на родину, чтобы заняться радикальной политикой. "И эти страхи небезосновательны, - указывает он. - Государство, которое представляет горстку богатых среди моря бедных, само наше существование воспринимает как угрозу".
На этой неделе "Другая Россия" готовится провести первую конференцию по случаю годовщины, но коалиция, похоже, раскалывается, и ее надежды на выдвижение единого кандидата от оппозиции в противовес пока еще не назначенному наследнику Путина кажутся разбитыми. На этой неделе один из главных сторонников движения, либеральный экс-премьер-министр Михаил Касьянов покинул его ряды, заявив, что "Другая Россия" выполнила свою миссию и не будет нужна на следующей решающей стадии политической борьбы. Касьянов, который объявил о собственном намерении избираться в президенты, заявил, что будет искать свежие оппозиционные силы для объединения.
Оппозиция раскалывается накануне выборов
Одна из причин кризиса коалиции может заключаться в ее политической пестроте, которую всего год назад называли самым мощным источником ее силы. Каспаров объединил либералов, умеренных националистов и неокоммунистов, все из которых были заинтересованы в борьбе за свободные выборы. "Другая Россия" показала своим гражданам, что "на основе принципов Конституции России и убежденности в неверности и пагубности курса нынешнего руководства страны могут объединяться представители самых разных политических сил", отметил Касьянов, покидая движение на этой неделе.
В последние месяцы лимоновские активисты НПБ, закаленные тюрьмами, были крупнейшим и самым бесстрашным контингентом на продемократических митингах "Другой России". Название и символ организации - черный молот и серп на красном фоне - навевают мысли о некоем слиянии нацизма и коммунизма. Ее склонность к партизанским и уличным акциям, таким как захват зданий госучреждений и вывешивание антипутинских плакатов на фасадах, привлекли к ней больше внимания правоохранительных органов, чем к любой другой политической организации России.
"К настоящему моменту более 150 наших членов прошли через школу тюрьмы и трудовых лагерей, - говорит Лимонов, который недавно провел 2 года в тюрьме за то, что называет сфабрикованными обвинениями в незаконном хранении оружия. - Благодаря этому опыту они стали бесстрашными. Вот почему власти считают нас самыми опасными, потому что мы смелее, и мы делаем то, чего не стали бы делать другие".
Мощная левая оппозиция Лимонова
Лимонов признает, что в начале 1990-х его немного привлекали идеи правого крыла и что он приобрел дурную славу, поддерживая сербских националистов во время гражданской войны в Боснии.
Сегодня НПБ - это "чисто левая" партия, которая призывает облагать налогами богатых, чтобы помогать бедным, бороться с расизмом и поддерживать демократию, отмечает Лимонов. Хотя он настаивает, что партия соответствует всем критериям регистрации по жестким политическим законам России, власти пять раз отказывали ей в этом. "Мы чемпионы по количеству запретов", - говорит Лимонов.
"Сегодня незаконно даже произносить название Национал-большевистской партии" по строгим антиэкстремистским законам, говорит Лев Пономарев, один из ведущих российских правозащитников. "В НПБ нет ничего особенно радикального, и они не делают ничего, что является действительно экстремистским, однако власти постепенно вытесняют с политического поля все оппозиционные силы", подобные им, указывает он.
Однако некоторые оппозиционные организации, включая либеральную партию "Яблоко", говорят, что не вступили в "Другую Россию" отчасти в связи с противоречивым присутствием лимоновской НПБ. "Национал-большевики верны своему названию и фашистскому флагу и скрывают свои истинные цели, - говорит зампредседателя "Яблока" Сергей Митрохин. - Мы не хотим бороться за демократию под знаменами националистов. Это дискредитирует демократию".
Влиятельная Коммунистическая партия, в свою очередь, отказалась вступать в "Другую Россию" в связи с тем, что ее лидер Геннадий Зюганов называет связями англоговорящего и проамерикански настроенного Каспарова с "иностранными толстосумами".
В прошлом месяце "Яблоко" объявило, что ее председатель Григорий Явлинский будет участвовать в президентских выборах, запланированных на март следующего года. Об этом намерении заявили еще несколько оппозиционных лидеров, включая главу коммунистов Зюганова, бывшего главу Центробанка Виктора Геращенко, диссидента советской эпохи Владимира Буковского и ультранационалиста Владимира Жириновского.
Мечта о единой оппозиции против наследника Путина разбилась, "потому что Компартия и "Яблоко" заключили собственные коллаборационистские пакты с Кремлем, - полагает Лимонов. - Нам хотелось бы, чтобы они были более смелыми".
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях