The Wall Street Journal | 6 июля 2007 г.
Пересмотр российской истории?
Эндрю Осборн
Учебное пособие, снискавшее поддержку Путина, вызывает опасения в том, что страна ретуширует свое прошлое
Новое пособие для российских учителей истории - это сжатое, концентрированное выражение стремления президента Владимира Путина к возрождению патриотизма. События последних шести десятилетий излагаются в этой книге в соответствии с любимой трактовкой Кремля: Россия - великая держава, которой не следует стыдиться своего прошлого.
Удостоенное поддержки самого президента пособие, содержащее обличение гегемонии США, вызывает у некоторых историков опасения, не пытается ли Кремль в буквальном смысле переписать историю, причем в форме, которая чревата поощрением ультранационализма и ретушированием самых мрачных страниц российского прошлого.
Путин выразил президентское одобрение данному пособию в июне, пригласив его автора и еще ряд историков и учителей в свою резиденцию для беседы на исторические темы. Хотя он сказал, что учащимся следует позволить делать самостоятельные выводы, в то же время он четко дал понять, что события следует представлять в форме, поощряющей чувство гордости за свою страну.
Эти шаги дополняют все более энергичную внешнюю политику Кремля и категоричное опровержение критических утверждений Запада, заявляющего, что Москва предпринимает шаги по разрушению демократических институтов. Новое пособие для учителей - на данный момент самый четкий знак того, что стремление насаждать кремлевское мировоззрение затронет и миллионы российских школьников.
"Мы создаем мировоззрение нации, взгляд россиян на самих себя, мир вокруг нас", - сказал составитель нового пособия Леонид Поляков Путину на июньской встрече, согласно опубликованной Кремлем стенограмме беседы.
Книга, предназначенная для учителей выпускного класса средней школы, читается как гимн эре Путина, вторящий фразеологии самого президента. Она далека от того, чтобы предлагать принципиально разные интерпретации. Напротив, пособие проводит линию Кремля: заявление Путина, что кончина СССР была "величайшей геополитической катастрофой XX века", представлено не как мнение, а как историческая истина.
В пособии утверждается, что помешательство США и Великобритании на борьбе с терроризмом рискует превратить эти страны в тоталитарные, а Вашингтон обвиняется в попытках формирования "глобальной империи" под видом распространения демократии.
В книге также содержится методичная защита той самой политики Путина, которая порождает критику Запада, - например, относительно ограничения деятельности неправительственных организаций и отмены прямых региональных выборов.
Тем временем в другом руководстве для учителей, снискавшем поддержку Кремля, пересматривается отношение к ключевым элементам российской истории. Диктатор Иосиф Сталин характеризуется как "самый успешный руководитель в истории СССР", так как он развил промышленность и привел страну к победе во Второй мировой войне. Сталинские репрессии и существование системы лагерей для политзаключенных трактуются в книге как проявление его желания сделать Советский Союз сильной державой.
Путин сам высказался в таком духе на встрече с учителями, заявив, что сталинский "большой террор" 1937 года - когда были казнены, как минимум, 700 тыс. человек - был не так ужасен, как зверства, совершенные другими странами, в том числе применение атомной бомбы Соединенными Штатами.
"То, что сейчас происходит, - это исторический ревизионизм, - отметила историк Ирина Щербакова, эксперт российской правозащитной организации "Мемориал". - Это опасно и вредно".
С таким мнением согласен Александр Ципко, авторитетный ученый из Российской Академии Наук. "Если вы лишаете кого-то полных сведений об истории, - сказал он в интервью на российском радио, - это значит, что вы ему не доверяете".
Кремль, в свою очередь, настойчиво твердит, что отнюдь не пытается переписать историю, а лишь корректирует чрезмерно негативистский тон многих учебников 1990-х годов - периода, когда Россия была слаба, а критика советской эпохи вошла в моду у правящей элиты.
"В любой уважающей себя стране наибольшей популярностью пользуются такие взгляды на историю, которые формируют самоуважение, уважение народа к самому себе", - сказал в своем выступлении на конференции преподавателей в июне заместитель главы администрации президента Владислав Сурков. Кому и знать, как ни ему: термин, придуманный Сурковым для фирменной российской разновидности демократии - "суверенная демократия" - занимает в пособии Полякова почетное место.
Преподаватель высшего учебного заведения Поляков, не ответивший на просьбу дать интервью, сказал в беседе с Путиным, что учебники 1990-х годов устарели. "В 1990-1991 годах мы идейно разоружились, - сказал он. - А взамен получили некий только самый абстрактный рецепт: станьте демократами и капиталистами (...), а мы будем вас контролировать".
На данный момент Кремль не предписывает, какими учебниками пользоваться в российской децентрализованной системе образования: он рекомендует определенную литературу, но оставляет свободу выбора за местными школами. Однако новые пособия, очевидно, пользуются поддержкой в верхах, так как они открыто затребованы окружением Путина. В государственном издательстве, выпускающем эти книги, говорят, что "значительная" доля российских учителей получит эти пособия к концу года и они станут основой нового учебника для учащихся.
На встрече с Поляковым и учителями Путин раскритиковал учебники, финансируемые иностранными фондами (по большей части они были написаны в 1990-е годы), так как, по его словам, они искажают историю.
"Многие учебники пишут люди, которые работают за иностранные гранты, - сказал Путин. - Так они исполняют польку-бабочку, которую заказывают те, кто платит".
Павел Данилин, один из соавторов пособий для учителей, утверждает, что в этом проекте нет ничего зловещего: "Вообразите, что вам у вас в США сказали бы, что вся ваша история была ужасной и кошмарной? Я уверен, вы бы тоже изменили манеру преподавания истории".
Эти взгляды разделяет министр образования Андрей Фурсенко, сказавший в интервью газете "Известия", что он "совершенно убежден" в том, что возврата к советской практике единственного официально учрежденного учебника не будет, но стандартизация до некоторой степени необходима.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях