Foreign Policy | 6 июля 2011 г.
Сможет ли Россия договориться о выходе из конфликта для Каддафи?
Роберт Зелигер
Российские официальные лица говорят, что Каддафи намекает на свою готовность отказаться от власти взамен на гарантии безопасности, пишет в блоге на сайте Foreign Policy журналист Роберт Зелигер, ссылаясь на вчерашнюю публикацию некой неназванной "авторитетной российской газеты". На взгляд Reuters, Каддафи сознает, что деньги и горючее у него кончаются, а натиск НАТО и повстанческой армии усиливаются.
"Разумеется, никто по-настоящему не знает, что творится в голове ливийского лидера; официальный представитель его правительства категорически опроверг сообщение газеты", - пишет автор. Советник миссии ООН в Ливии Дёрк Вандевалле сообщил Foreign Policy, что неофициальные переговоры правительства Каддафи с Россией не дали результатов. "Суть в том, что он не хочет уходить", - сказал эксперт.
Каддафи выгодно подавать противоречивые сигналы. "Он надеется запутать повстанцев и непрочный западный альянс", - заметили в интервью Reuters западные дипломаты.
Иного мнения придерживается отставной американский дипломат Дэвид Мэк. По его словам, сторонники Каддафи поддерживают его из ощущения безвыходности. "Наша стратегия состоит в том, чтобы попытаться убедить окружение Каддафи, что есть варианты получше", - заметил Мэк.
Очевидно одно: предпринимаются активные закулисные усилия на дипломатическом уровне. По словам Вандевалле, неофициальные переговоры с Ливией ведут Россия, Великобритания (а через нее косвенно - США) и Турция. Президент ЮАР Зума ратует за разрешение конфликта дипломатическими средствами. На днях он призвал НАТО убедить Переходный национальный совет повстанцев снять некоторые предварительные условия - например, требование судить Каддафи.
В воскресенье лидер оппозиции Мустафа Абдул-Джалиль сказал, что ПНС предложил Каддафи уйти в отставку, но остаться в Ливии. Правда, на следующий день он пошел на попятный, заметив, что у Каддафи нет возможности остаться в Ливии. Ливийское правительство утверждало, что провело с повстанцами переговоры о мирном разрешении конфликта в Италии, Норвегии и Египте. Правительство Италии назвало эти сообщения ложными.
Вандевалле сомневается, что Каддафи действительно хочет вести переговоры о прекращении конфликта. Если кто и попытается изменить ситуацию, то не сам Каддафи, а люди из его окружения, в том числе его сын Саиф аль-Ислам (по слухам, он участвует в некоторых неофициальных переговорах).
Мэк иного мнения: Каддафи остается "арабским отцом семейства. Если его родственники и другие люди из ближайшего окружения придут и скажут: "Ну, хватит, тебя ждет российский самолет, пора уезжать", он, возможно, сочтет, что должен уехать ради семьи". Когда-то Каддафи чуть не порвал дипломатические отношения со Швейцарией из-за того, что его сына Ганнибала арестовали по подозрению в дурном обращении со слугами, напоминает Мэк.
По прогнозам Мэка, если Каддафи и примет предложение о компромиссе, то скорее от России, которой доверяет больше, чем другим странам и ООН. А российская сторона очень хочет стать посредником при этой сделке, дабы иметь влияние на новое правительство Ливии. Если Россия приютит Каддафи на своей территории, следующее правительство Ливии будет ей благодарно. Взамен на услугу Москва получит ливийскую нефть, полагает Мэк.
Впрочем, ордер на арест Каддафи и его сына, выданный Международным судом в Гааге, безмерно затрудняет переговоры: он сужает возможности Каддафи и вынуждает его к более жесткой позиции, отметил Вандевалле.
Обратная связь: редакция / отдел рекламы
Подписка на новости (RSS)
Информация об ограничениях